Клуб «Музыка с тобой»
Владимир Кузьмин стал известен поклонникам эстрадной музыки сравнительно недавно. Особый успех выпал на долю певца после телепремьеры шлягера «Две звезды». Спасибо Центральному телевидению.
В среде рок-болельщиков со стажем (гораздо более узкой, чем аудитория ЦТ) Владимир Кузьмин известен давно. Пожалуй, с тех самых пор, когда он еще учился в Московском институте инженеров транспорта. Правда, диплом так и не получил, пошел работать сторожем — чтобы учеба не мешала музыке. Увлеченные музыкой реггей, он и Александр Барыкин начали в 1980 году историю группы «Карнавал». Расцвет фантазии и творческих сил музыканта пришелся на эпоху группы «Динамик», созданной Кузьминым в 1982 году. Просуществовав четыре года, группа сказала (точнее, спела) веское слово в московской рок-музыке. Безраздельно управляя творческим курсом «Динамика», Кузьмин показал себя музыкантом незаурядным, с почерком узнаваемым и изящным. Верный теме любимой музыки реггей, он создал ее неподражаемый, индивидуальный вариант. В чем же он? В самобытном музыкальном мышлении, изобретательно преломившем традиционные ритмику и гармонию через личностное мироощущение, весьма ершистое, тяжеловесное, но последовательное.
И цитаты авангард-джаза или хард-рока в некоторых старых композициях «Динамика» воспринимаются с удивленным пониманием рождения новой музыки, органичной и цельной в своей полистилистике. Назвать ее «тяжелым реггей»? Но разве биркой музыка ценна?
Композитор, мультинструменталист, аранжировщик, поэт в одном лице. Не тяжела ли ноша? Если есть что сказать слушателю, то, думаю, все в порядке. Но споры-то бушуют. Ехидничают: отяжеленный вариант виа-песенок «про любовь». Да, ВИД ославили лирическую тему так, что при одном упоминании в дрожь бросает. Но ее ли вина, что попала в такие руки? Авторское, личностное начало, единственно возможное для рок-музыканта, оберегает Кузьмина от профанации лирики, той лирики, которой у него много. Пусть не все шедевры, но композиции «Грусть», «Лед слезы льет», «Словно мячик», «Мама», думаю, достойны своего места в советской рок-лирике.
С окончательным развалом «Динамика» в 1985 году для Кузьмина настали нелегкие дни. Некоторое время его имя было в тени. А потом «Две звезды» — песня, стремительно завоевавшая слушателя по воле телевидения, но по сравнению с прежними работами архислабая.
Что это — кризис идей или минутная растерянность от неожиданно ослепительного света?
В последнее время композиторский дар музыканта показал новые привлекательные грани в песнях: «Золотая карусель», «Надо же», «Парень с гитарой», «Соперница». А вот первый авторский альбом Кузьмина «Моя любовь», несмотря на филигранную музыкальность, оказался более чем разочаровывающим. Причина, на мой взгляд, все та же лирика. В былые добрые времена «рокерничества» она разумно и оптимально соседствовала с яркими социальными памфлетами и оттого была, как говорится, на уровне: ничего лишнего. Теперешний образ «ТОЛЬКО лирического героя» обедняет палитру Кузьмина, к тому же чувствуются заданность и не совсем естественный надрыв.
Готовящийся сейчас на «Мелодии» новый альбом музыканта с условным названием «Пока не пришел понедельник» сознательно (увы!) продолжает сию тенденцию.
Впрочем, сейчас воссоздана группа «Динамик», а одна из последних «истинно рокерских» работ Кузьмина, «Шлифовщик», напоминает о том, что есть еще порох в пороховницах»…
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Владимир Зюкин, первый секретарь Хабаровского крайкомовского ВЛКСМ
Повесть