Встает городской прокурор: в городе наблюдается рост преступлений, потому что училище формально ведет профилактическую работу. И т. д., и т. п.
Интересная получилась картина: был идиллический, почти патриархальный городок, никто в нем не слышал ни про пьянство, воровство, ни про насилие. А открыли ПТУ — и вдруг вспышка правонарушений и подростковой преступности. В общем, еще не родившемуся учебному заведению такую вот репутацию пытались организовать. Тогда она встала и сказала им всем:
— Ну что, потешили мужское свое самолюбие? (Там, кроме нее, были одни мужчины.) Так вот что я вам скажу. Не надо с больной головы валить на здоровую. Мы не рассадник зла. Вместо того, чтоб работать, вы весь трудный контингент направляете к нам. Вот и вся ваша работа. Имейте в виду: я об этом нигде не буду молчать!
Страсти накалились.
— Скажите «спасибо», — бросили ей, — что вы хоть таких можете подобрать, а то вообще бы в пустых классах сидели.
— Они наши, советские люди, — сказала она. — Я им внушаю, что они самые лучшие, самые необходимые люди в стране, и если мы их подбираем, значит, кто-то выпихивает их из жизни, и я настоятельно советую вам подумать — кто?
Она тогда взорвалась не потому, что за честь своего мундира сражалась. Она добивалась, чтобы для многих ребят училище стало домом, семьей, а у семьи должно быть незапятнанное имя.
— Старая истина, — говорит Настюкова, — сначала ты работаешь на авторитет, потом он работает на тебя. Мы должны были сделать так, чтобы им хотелось идти к нам учиться.
Вот более чем убедительный пример осуществившихся замыслов. В близлежащих городах, где есть свои ПТУ, педагогов и мастеров Настюковой в дни профориентации в школы попросту не пускают, пока не укомплектуют собственные училища. Я беседовал с несколькими парнями, которые выдирали свои документы в Ахангаране и теперь каждое утро и каждый вечер должны трястись в автобусе, но довольны и ни о чем не жалеют, потому что хотели обучаться именно здесь.
Теперь у училища прекрасная репутация. А у директора? У директора по-прежнему та репутация десятилетней давности: не очень сговорчивого, не очень уживчивого, не очень удобного человека. Ну что же, наверное, это та цена, которую вынужден заплатить человек, который хочет не угождать, а работать.
...Я брожу по училищу — вернее было бы написать путешествую. Любуюсь внутренним двориком, где. высадили крымские сосны и пол которого украшают каменной инкрустацией, восхищаюсь изысканными кабинетами эстетики и литературы; экспонаты и настенная роспись воссоздают здесь мир пушкинских произведений. Можно было бы еще написать о химических и физических лабораториях, о картинной галерее, о розах, цветущих во дворе, — в общем, одно перечисление всех красот и чудес заняло бы еще много места. Но не оставляет меня в покое одно обстоятельство-Каждый год здесь проводят социологический анализ. Настюкова приводит мне несколько цифр. Семьдесят процентов родителей самой неблагополучной группы за год ни разу не пришли на родительское собрание. Конечно, можно, наверное, найти этому какие-то объяснения (люди достаточно устают на работе, чтоб получать головомойку еще и после нее), в том числе и объективные. В последнее время немало пишут, что современная семья переживает кризис, и все же разве не становится страшно, что по крайней мере половине родителей нет дела до своих детей? А потому, по словам Настюковой, хоть со школой у них одна общая цель — воспитание человека, — конкретные рабочие задачи и пути их осуществления различные. Школа — прежде всего организатор обучения, учебного процесса. А училище, хорошее училище, — это организатор жизни. А жизнь у человека должна быть красивой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Конфликтная ситуация
Проблема хиппи
На вопросы «Смены» отвечает Герой Социалистического Труда Владислав Сериков