Вернисажи
Мощно, торжественно. красиво и оттого немного грустно звучит мужской хор в московском Центральном Доме художника. Голоса, то сливаясь в единый аккорд то рассыпаясь многоголосной органной полифонией, вводят нас в необычайно разносторонний мир грузинского искусства.
Художники Грузии еще ни разу не были представлены в Москве так щедро и разнообразно, как на этой выставке, посвященной 70-летию Великого Октября.
Здесь можно увидеть произведения художников, ставшие классикой не только грузинского, но и мирового искусства. — Л. Гудиашвили. Д. Какабадзе. Е. Ахвледиани. М. Тоидзе. — и работы совсем молодых, только начинающих свои творческий путь. Вот строгие величественные пейзажи Давида Какабадзе. Словно с высоты птичьего полета смотрит художник на грузинские холмы, распадающиеся на мелкие квадраты, возделанные рукой человека, засаженные рыжими виноградниками, заросшие темной зеленью кустарников и деревьев. Резкие краски, словно выгоревшие под южным солнцем, подернуты белесой дымкой.
Все его работы — от карандашных набросков старых платанов и строгих портретов до абстрактно-декоративных панно — точно передают жизнь материального мира.
Холсты Давида Какабадзе редко выставлялись и мало известны советскому зрителю, а ведь его произведения хранятся во многих музеях мира.
Работы Ладо Гудиашвили, напротив, фантастичны и созданы фантазией не ума а духа и сердца, хотя он не увлекался поисками абстрактных форм и построением конструкции. а рисовал реальные лица и предметы. Краски его палитры — всегда мягкие, приглушенные
Грузинской живописи несвойствен яркий открытый цвет. Присутствие черного почти всегда чувствуется Подобно тому, как у Нико Пиросмани, который писал на черной клеенке, — сколько ни клади на нее яркий цвет, черное всегда просвечивает и приглушает краски.
Этим отличается грузинский национальный колорит, в этом его особенность. Кто был в Грузии, знает, как много грузинских женщин ходят в черных одеждах под знойным солнцем. Да и национальная мужская одежда преимущественно черная с редкими вкраплениями какой-либо яркой детали. И в национальных узорах прикладного искусства обязательно встретится черное.
Молодые грузинские художники следуют национальным традициям. Это не значит, что их искусство раз и навсегда заключено в определенные рамки, наоборот — у молодых много находок, открытии.
Грузинские художники вообще удивляют смелостью. Их работы часто неожиданны, поражают ощущением внутренней свободы, творческой раскованностью. Они умеют следовать своему темпераменту. Может быть, поэтому, сохраняя общие черты (например — любовь к четкой линии), каждый художник обладает индивидуальностью, своим почерком.
Вот портрет девушки, написанный в реалистической манере художником З. Самхападзе. Большие вдумчивые глаза на бледном, обрамленном черными волосами лице и тонкая кисть руки с длинными пальцами выделяются на общем темном фоне картины. Объемная лепка формы, тонкая цветовая проработка, ясность линии и рисунка подчеркивают духовную силу и красоту, сложность мироощущения нашей современницы.
А вот скульптурный портрет девушки — «Рожденная в 45-м» — работа Т. Кикалишвили. Обобщенный портрет поколения. На тонкой длинной шее, как на колонне, возвышается голова с вздернутым вверх подбородком, с развевающимися, словно у богини Победы, волосами. Художник не старается изобразить сложность характера, он увлечен передачей мгновенного настроения девушки, вдохновленной радостным порывом. Скульптор лепит реальную форму и в то же время чуть-чуть гиперболизирует ее, чуть преувеличивает, чтобы успеть зафиксировать мгновенность впечатления и передать это ощущение зрителю.
Работа Т. Гоцадзе «Синие кони». Художник переносит нас в мир фантазии. сказки. Необычайные голубые кони с огненно горящими глазами парят в неизвестном пространстве то ли облаков, то ли синего луга. Движения их красивы и неспешны. Линии фона медленно обтекают коней и подчеркивают волнообразность их задумчивого бега. Такая картина может привидеться мальчику, пасущему их прохладной, ночью. Желтая луна, брошенная коням под копыта, верно, отражается в реке, но в то же время можно подумать, что кони парят в прозрачной голубизне неба.
Художник любуется увиденной, воображаемой картиной, хочет, чтобы и зритель разделил с ним ого восхищение движением, линией..
Невозможно рассказать не только обо всех или многих мастерах грузинского изобразительного искусства, невозможно даже проследить все направления и стили, в которых работают современные художники.
Я вижу огорченные глаза Зураба Нижарадзе, Джемала Лолуа: «А про нас ни слова? А ведь была и в наших мастерских и восхищалась работами!» А работы Геловани, Очиаури, Тордия, Махарадзе, Гугушвили! А скульптуры Гогаберишвили, Канделаки, Бжалавы! А гобелены Кандарели!
Грузинское искусство как тот многоголосный хор, что звучал на открытии выставки, как сама многообразная грузинская природа — сколько ни рассказывай о волнистых холмах, о суровых снежных вершинах, знойных приморских долинах с кипарисовыми аллеями, бурных реках — все равно еще останутся узкие дороги, ведущие через горные перевалы над головокружительной пропастью, а там и неожиданно тихие озера и буковые леса с весенними подснежниками, и широкие луга, и необозримые виноградники...
Всего не перечислишь. Будем ждать новых впечатлений, новых встреч с Грузией.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Конфликтная ситуация
Клуб «Музыка с тобой»
На вопросы «Смены» отвечает Герой Социалистического Труда Владислав Сериков