В журнале «Смена» опубликован диалог Евгения Осетрова и Владимира Лазарева «Вернутся ли в песню мелодия и смысл?». Мысли, высказанные этими литераторами, существенны и актуальны. В самом деле, в последние годы рядом с музыкой возникла и все активнее отвоевывает себе жизненное пространство некая, по выражению участников диалога, антимузыка».
В результате шкала эстетических ценностей утрачивает смысл; если прежде музыка выражала гармонию мироздания, то ныне «антимузыка» эту гармонию разрушает. Из друга музыка превращается в недруга. Помню, во время V съезда писателей РСФСР слова С. Михалкова о неблагополучии в области песни вызвали бурные аплодисменты заполненного зала Большого Кремлевского дворца. Потом в центральных газетах об этом же писали композитор А. Новиков и певица Л. Зыкина. Воз, однако, и ныне там.
Меня спросят: «Что вы конкретно предлагаете?» В «Литературной газете» есть рубрика «Если бы директором был я» Так вот, «если бы директором был» я, то я собрал бы в Москве совещание с привлечением специалистов и пропагандистов музыки, писателей, музыкантов, работников культуры.
Не секрет, что в эфир нередко проникают ремесленники от песни. А с ними и такие поэты, чьи строки могут существовать только с музыкой, никакого самостоятельного значения не имея. Против таких деятелей в свое время прозорливо предостерегал еще мастер песни Михаил Исаковский.
Что делать с ремесленниками? И здесь я могу ответит! В Ленинграде, например, был конкурс на лучшую песню о Балтийском судостроительном заводе. Несколько работ было премировано. Авторы пожелали, чтобы их творения были исполнены по радио. Это, однако, оказалось невозможным, ибо тексты были весьма несостоятельны. Почему они были одобрены? Да потому, что в жюри конкурса не было ни одного поэта.
Мысль, таким образом, возникает сама собой. Нужно усилить художественные советы при радиокомитетах и телевидении, введя туда опытных и авторитетных мастеров. Они вполне могут, особенно в крупных центрах, рекомендовать для исполнения высокохудожественные вещи. Вот еще одно конкретное предложение.
Бесспорно, что с «антипеснями» бороться можно и нужно не диалогами и причитаниями, а прежде всего песнями. Так задача отбора перерастает в задачу пропаганды. По плечу ли она нам? Разве можно ответить отрицательно? Но необходимы заинтересованность, добросовестность, принципиальность. целеустремленность, последовательность. Радио должно, на наш взгляд, не только повторять уже известные песни, а и почаще исполнять новые.
Но вот молодой талантливый композитор приносит на радио свое новое вокальное произведение. Худсовет в восторге. Песня исполняется немедленно. А затем... Затем ее кладут в долгий ящик фонотеки. Почему?
Очень хорошо, что в Москве создан совет по песне, но хотелось бы, чтобы он был более активен. Чтобы он принял на вооружение высказанные пожелания многих участников дискуссии в Смене». Может быть, стоит провести широкое совещание в Москве по вопросам песни, с участием деятелей искусства и литературы различных регионов страны?
Вспомним первый съезд советских писателей. Ведь именно он в свое время дал толчок развитию песенного искусства. На объявленный вскоре после съезда конкурс поступило более четырех тысяч песенных текстов, среди которых были «Конармейская» А. Суркова и «Партизан Железняк» М. Голодного, сразу вошедшие в наш золотой фонд.
В нашей стране музыка, как и искусство вообще, принадлежит народу. Музыка и песня – составная и важная часть нашей идеологической работы. Заниматься этой работой надо квалифицированно, заинтересованно и повседневно, отстаивая гражданственность. художественность и высокий музыкальный вкус.
Виталий Кретов, руководитель ансамбля «Лейся, песня»
Не будет преувеличением сказать, что основу молодежной популярной музыки составляют вокально-инструментальные ансамбли и что именно они пользуются преимущественным вниманием у молодежи. Ведь когда в конце шестидесятых годов появились первые коллективы нового музыкального направления, стало ясно, что именно молодежь, которая остро реагирует на все новое, станет той многомиллионной армией слушателей, которая обеспечит развитие этого жанра.
Несложность жанра ВИА – незамысловатые мелодии, простота гармонических ходов, когда слушатели могли сразу же после концерта подобрать понравившиеся песни, сиюминутная напевность и теплота – все это в начале шестидесятых годов обеспечило успех ВИА. Но через несколько лет стали заметны и недостатки – слепое копирование друг друга. Появились кочующие из коллектива в коллектив затасканные мелодии, часто весьма банальные штампы. Появилась беспомощность в создании интересных и оригинальных программ. Добавим к этому и невыразительные тексты, либо плоско юмористические, либо сентиментально-псевдолирические («Ты не пришла, ла-ла, и небо облака закрыли...»). Происходило обесценивание чувств, эмоций, мыслей. И долгие годы «облачно-телефонный» мир ВИА оставался неизменным...
На фоне «буксующих» вокально-инструментальных ансамблей внимание стали привлекать музыкальные коллективы нового поколения – группы, которые еще совсем недавно развивались параллельно с ВИА, но в самодеятельности. Однако в начале восьмидесятых они все чаще стали выходить на профессиональную сцену. Резкая, созвучная ритмике нашего времени музыка, часто опирающаяся на традиции классической и современной симфонической музыки, джаза, высокий инструментальный уровень, привлекла внимание многих слушателей. Но и эти коллективы не смогли избежать излишней дидактичности в текстах песен и неумеренного пользования световыми и шумовыми эффектами, чрезмерной громкости, порой совершенно неоправданной...
Но их успех заставил многих ветеранов ВИА почувствовать необходимость перемен. Такие ансамбли, как «Веселые ребята» или «Самоцветы», смогли совершить рывок вперед в творческом отношении и занять промежуточное место между «заштампованными» ВИА и группами. Однако мне хотелось бы высказать мысль, что, по-моему, эти группы отнюдь не являются антиподом ВИА. Просто это новое поколение молодежных музыкальных групп, виток в развитии жанра популярной музыки. И этим вполне объясняется полноправное их положение в общем русле советской музыкальной эстрады.
Во многих дискуссиях слышатся нарекания, что на концертах эстрадные группы злоупотребляют всевозможными эффектами: дымом, лазером, разноцветными многочисленными прожекторами. Многие считают, что подобной театральной атрибутикой не имеет смысла пользоваться. Думаю, что это не совсем так. Ведь искусство не может стоять на месте, оставаться в неизменных, застывших формах. Именно на стыке различных стилей и жанров искусства могут рождаться новые и оригинальные формы. Недавно, к примеру, был я на премьере новой программы Государственного ансамбля народного танца под руководством И. Моисеева. Это был тончайший, удивительнейший сплав хореографии и пантомимы, прекрасного актерского мастерства наших ведущих танцоров. А все праздничное зрелище дополняли колоритные костюмы, искусно «вписанные» в представление самые современные световые эффекты, в том числе и дым. Главное, чтобы эти эффекты были использованы с умением и подлинной выдумкой, тогда они не будут самоцелью, но одним из компонентов молодежного музыкального зрелища.
Как у любого из видов искусства, перед нашим жанром стоят творческие задачи – от серьезного разговора о самых актуальных проблемах современности до юмора, иронии. Одним словом, и развлекательная сторона отнюдь не чужда ВИА.
Дискуссия в «Смене» называется «Вернутся ли в песню мелодия и смысл? », и некоторые мнения мне кажутся неубедительными. Ведь душа песни – мелодия, и любой музыкант знает, что без мелодии песни нет. Другое дело, что некоторые сегодняшние песни как раз и привлекают своей яркой мелодикой, теплотой.
Кажется мне, что и смысла в сегодняшних песнях гораздо больше, чем в предыдущем десятилетии. Современные композиторы и исполнители активно работают в жанре современной политической песни – мы знаем много интересных работ антивоенного звучания, патриотической тематики, песен, где по-настоящему ярко и убедительно раскрывается тема солидарности молодежи в борьбе за мир, за гуманистические идеалы. Есть интересные песни и о поисках молодыми своего места в жизни (над одной из пластинок с такими мелодиями, «Это ты – наша молодость», недавно работал и наш ансамбль по приглашению фирмы грамзаписи «Мелодия»).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Повесть
К Всесоюзной кинопремьере фильма «Берег»