Несколько лет назад, выступив на телевизионном конкурсе «С песней по жизни», Надежда Чепрага получила приз за мастерство и телегеничность. Под «телегеничностью» подразумевалось, кроме внешнего обаяния, умение вести себя на сцене, манера держаться, а уж на этот счет у Чепраги существуют твердью принципы: «Стараюсь быть на сцене такой, какая есть. Зритель чувствует, когда ты скромен, а когда развязен. И я тоже моментально чувствую реакцию зрительного зала. Убеждена, что «мой» слушатель больше любит голос, образ песни, а не гимнастику на сцене».
Артистка избегает громкого музыкального сопровождения, грубых, форсированных звуков. Музыка ее песен – это радость, раздумье...
Певицу связывает многолетняя творческая дружба с народным артистом Молдавии, лауреатом Государственной премии республики композитором Евгением Догой, который впервые увидел ее на телеэкране в музыкальной передаче «Карусель». Широта диапазона голоса, манера исполнения, близкая к народной, словно согретая горячим солнцем, привлекли композитора. «Веселая свадьба», «Струны гитары», «Весна – ровесница любви», «Мне приснился шум дождя». «Человеческий голос»...
Трудолюбие и дисциплинированность дают ей возможность вести скрупулезный поиск выразительных средств на сцене, не увлекаясь внешними исполнительскими эффектами».
А «способной девчонкой» Надю считали еще в родном ее селе Распопены, где будущая артистка удивляла и радовала односельчан звучным, мелодичным «мурлыканьем», как называла это мама. Школьный учитель Петр Селиверстович Жемна обратил внимание на одиннадцатилетнюю певицу на одном из пионерских сборов в лесу, когда она запела у костра. С того вечера он стал заниматься с девочкой. Надя выступала в школьном ансамбле «Думбрэвица», участвовала в районных смотрах самодеятельности. Однако родители, колхозники, мечтали видеть ее не артисткой, а учительницей. После школы отправили дочку в Бельцы поступать в педагогический институт... И тут Наде пришлось пойти на хитрость. Сообщив отцу, что она якобы провалилась в педагогический, девушка поехала в Кишинев и поступила в музыкальное училище имени Няги.
Там ей пришлось начинать с нуля. На первых порах сплошные огорчения! Ее голос, привыкший к свободе, к бескрайнему раздолью родных полей и гор, отказывался служить, повиноваться ей, умещаться в строгие ученические рамки... Но ее упорства хватило бы на десятерых.
И результаты неустанной работы сказались скоро: на фестивалях в Болгарии и в ГДР, а затем в парижском зале «Олимпия», где юная певица была единственной самодеятельной исполнительницей среди других участников концерта. Став солисткой Молдавского радио и телевидения, Надежда выступала на Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Берлине и Гаване, в Сопотском песенном конкурсе. И везде, где бы Чепрага ни пела за рубежом, после концертов ее окружали восторженные зрители: «Мы увидели и услышали настоящую Молдавию!»
Молдавская манера пения специфична, обладает рядом самобытных вокальных приемов, необычайно развитой импровизационной основой, упругим ритмом… Все это демонстрирует заслуженная артистка Молдавской ССР Надежда Чепрага. Теперь ее приглашают на песенные фестивали не только как участницу, но и как почетного гостя наряду с другими прославленными советскими певцами. Для нее пишут песни Пахмутова, Паулс, Теодорович, Мажуков, Амирханян...
Более всего волнует Чепрагу проблема оригинального репертуара. Своего. В связи с этим она нередко отказывается то от съемок в кино, то от участия в телепередачах. Не хочет и не может браться за все сразу. Не хочет торопиться, хотя и говорит о том, что у певицы короткий век. Но, по ее мнению, и за этот недлинный век все равно можно быстро надоесть, наскучить слушателю, если не обрести своего лица (или вдруг потерять его), не найти свою песню.
Она не спешит. Наверное, все-таки именно от своих односельчан переняла певица ту основательность и неспешность, благодаря которым – в немалой степени – ей по сию пору удается избегать штампа, этой опасности, которая угрожает популярным исполнителям. Неспешность, вдумчивость не только в выборе произведения, но в исполнении его помогают певице придать любому сочинению (даже если оно не новое) свежесть, возвратить первозданность. А песня, написанная специально для Чепраги, неизбежно становится как бы ее собственной, неотделимой от певицы, ее голоса, всего облика.
Она не спешит. А надо так много успеть!
– Пробую сама писать музыку. Особенно тянет сесть за фортепиано, когда наслушаешься блеклых, неинтересных песен...
Одно из недавних сочинений артистки – песня «В краю родном» – пользуется популярностью в Молдавии, ее поют и профессиональные и самодеятельные певцы, она победила на нескольких республиканских песенных конкурсах.
– Не дает мне покоя мечта, – говорит Надежда, – организовать этнографический ансамбль, театр народной песни. В поездках по республике я собрала десятки забытых песен. Считаю, что любой – самый современный – эстрадный певец не имеет права отрываться от корней, от народного искусства.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Открытое письмо отцу Игоря Прохорова
К Всесоюзной кинопремьере фильма «Берег»