Великий реалист

Юлия Нейман| опубликовано в номере №282, июнь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Художник оставляет зрителя равнодушным: он сам равнодушен. Художника больше нет.

Как же это произошло? Снова обратимся к биографии.

В 1876 году бунтарь Репин писал своему другу, страстному апологету нового искусства Стасову: «Как я буду захлебываться чтением тех строк, где будут уничтожены все Академии с их пошлым, развращающим влиянием на искусство...»

17 лет спустя тот же Репин намеревается принять участие в работе Академии, правда, реорганизованной, но все же императорской Академии.

В те же годы он начинает находить достоинства у прежде ненавистного ему Карла Брюллова, автора пышных и декоративных картин.

Творец «Протодиакона» и «Крестного хода» пишет в письме к одному своему другу: «Я, как потерянный пьяница, не могу воздержаться от евангельских сюжетов. И всякий раз на страстной...»

Художник - материалист, умевший находить такие яркие, радостные, здоровые, такие земные краски, становится религиозным человеком, мистиком.

И в творчестве Репина этого периода мы наблюдаем срыв за срывом.

Точно убывают у художника живые силы. Подчас художник сам ощущает это. В письме скульптору Антокольскому он говорит с горечью: «Напрасно вы чего - то еще ждете от меня в художестве. Нет, уж я склоняюсь в долину лет преклонных. В этом возрасте уж только инертное творчество...»

Не физическая старость мешает Репину. Мы знаем в искусстве немало людей, дававших под старость вещи свежие и сильные. Дело не в возрасте...

Искусство Репина было искусством живых людей, земной жизни и борьбы, оно было искусством молодости.

Палитра Репина была палитрой сочных, горячих и свежих красок.

Репин - мистик, Репин - эстет, провозглашающий, что «сосуд выше вина», «форма выше содержания», - какая нелепость!

Оставим Западу творца «Иди за мной, сатана», «Короля Альберта» и других вещей, плохо написанных и скучных.

Нам дорог художник, влюбленный в жизнь, художник, откликающийся на все ее явления, страстный и нетерпимый.

Репин - наш в том лучшем и живом, что он создал.

Не показательно ли, что 70 - летний старик, презиравший «футурню», полюбил молодого Маяковского?

Чуковский вспоминает, как Репин слушал Маяковского:

«... Я жду от Репина проклятий и молний, но вдруг он произносит влюбленно:

- Браво, браво!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены