Художник оставляет зрителя равнодушным: он сам равнодушен. Художника больше нет.
Как же это произошло? Снова обратимся к биографии.
В 1876 году бунтарь Репин писал своему другу, страстному апологету нового искусства Стасову: «Как я буду захлебываться чтением тех строк, где будут уничтожены все Академии с их пошлым, развращающим влиянием на искусство...»
17 лет спустя тот же Репин намеревается принять участие в работе Академии, правда, реорганизованной, но все же императорской Академии.
В те же годы он начинает находить достоинства у прежде ненавистного ему Карла Брюллова, автора пышных и декоративных картин.
Творец «Протодиакона» и «Крестного хода» пишет в письме к одному своему другу: «Я, как потерянный пьяница, не могу воздержаться от евангельских сюжетов. И всякий раз на страстной...»
Художник - материалист, умевший находить такие яркие, радостные, здоровые, такие земные краски, становится религиозным человеком, мистиком.
И в творчестве Репина этого периода мы наблюдаем срыв за срывом.
Точно убывают у художника живые силы. Подчас художник сам ощущает это. В письме скульптору Антокольскому он говорит с горечью: «Напрасно вы чего - то еще ждете от меня в художестве. Нет, уж я склоняюсь в долину лет преклонных. В этом возрасте уж только инертное творчество...»
Не физическая старость мешает Репину. Мы знаем в искусстве немало людей, дававших под старость вещи свежие и сильные. Дело не в возрасте...
Искусство Репина было искусством живых людей, земной жизни и борьбы, оно было искусством молодости.
Палитра Репина была палитрой сочных, горячих и свежих красок.
Репин - мистик, Репин - эстет, провозглашающий, что «сосуд выше вина», «форма выше содержания», - какая нелепость!
Оставим Западу творца «Иди за мной, сатана», «Короля Альберта» и других вещей, плохо написанных и скучных.
Нам дорог художник, влюбленный в жизнь, художник, откликающийся на все ее явления, страстный и нетерпимый.
Репин - наш в том лучшем и живом, что он создал.
Не показательно ли, что 70 - летний старик, презиравший «футурню», полюбил молодого Маяковского?
Чуковский вспоминает, как Репин слушал Маяковского:
«... Я жду от Репина проклятий и молний, но вдруг он произносит влюбленно:
- Браво, браво!
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.