К 200-летию со дня смерти Монтескье
XVIII век вошел в историю Франции как эпоха подготовки буржуазной революции, разрушившей феодальное общество.
Глашатаями назревавшей революционной бури были просветители: философы, писатели и ученые. На протяжении многих десятилетий они вели упорную борьбу против деспотизма и угнетения, утверждали прогрессивное мировоззрение, веру в человека, в «царство разума». Просветители сделали литературу своим грозным оружием, действенным средством распространения передовых взглядов. Одним из зачинателей французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 годы). Монтескье происходил из старинного дворянского рода. Двадцати семи лет он обладал уже титулом барона и получил по наследству почетную должность президента парламента (высшего судебного учреждения) города Бордо.
Монтескье был человеком пытливого ума и многосторонних интересов. Он много читал и занимался естественными науками: физикой, ботаникой, химией, - изучал право и историю. В 1726 году Монтескье отказывается от своей высокой должности и несколько лет путешествует по Германии, Венгрии, Италии и Швейцарии. Около двух лет он живет в Англии, изучая ее законодательство и государственное. устройство. К тому времени Монтескье был уже известен за пределами Франции как автор книги «Персидские письма», вышедшей в 1721 году.
... Молодые персы Узбек, Рика и Реди путешествуют по Европе; Реди увлекается Венецией, Узбека и Рику привлекает Париж. В письмах они обмениваются впечатлениями, высказывают свои суждения о виденном и слышанном. В книге также немало писем, полученных Узбеком с родины от его многочисленных жен и евнухов гарема.
Автор увлекал читателя меткостью наблюдений своих героев за жизнью Франции, яркими образами женщин - пленниц гарема. Но книга заставляла серьезно задуматься и над многими важными проблемами общественной жизни.
Появление «Персидских писем» знаменовало рождение особого жанра просветительской литературы - философско - социального романа. Монтескье, а затем и Вольтер обращались к философскому роману, чтобы в наиболее доступной и занимательной форме изложить свои философские и политические взгляды, подвергнуть суду разума феодальную действительность.
Узбек и Рика поражены всем, что они видят во Франции. Монтескье заставил своих читателей посмотреть на окружавшую их жизнь глазами новых людей, которые особенно остро воспринимали неразумность и несправедливость порядков феодального государства. Рику поражают разряженные маркизы, в совершенстве усвоившие искусство «говорить так, чтобы ничего не сказать», аббаты, веселящиеся на придворных балах. Он высмеивает столпов старой схоластической науки, которых не интересуют ни люди, ни живая жизнь. В одном из писем Рика рассказывает о своем знакомстве с ученым - математиком, которого волновали только цифры и геометрические линии. Когда этот ученый услыхал о бедствиях, причиненных наводнением, то чрезвычайно обрадовался, так как это известие подтверждало его предположение, что в текущем году осадков выпало на два дюйма больше, чем в прошлом.
Наряду с осмеянием порядков и нравов старого общества Монтескье высказывает в письмах Узбека и свои философские взгляды.
Монтескье решительно осуждает грабительские, завоевательные войны. Он заявляет, что
война допустима и оправдана только в том случае, если она ведется для защиты родины. «Существует только два вида справедливых войн: одни, которые предпринимаются для того, чтобы отразить напавшего неприятеля; другие - чтобы помочь атакованному союзнику». Полемизируя в «Персидских письмах» с английским философом Гоббсом, заявившим, что вечно происходит «война всех против всех», Монтескье утверждает, что естественное состояние людей - это мир. С мудрой прозорливостью настаивает он на необходимости союза миролюбивых народов для защиты мира - этого высшего блага жизни.
«Мирные договоры столь священны для людей, что являются как бы голосом природы, заявляющей свои права», - указывает философ.
Более двухсот лет тому назад Монтескье провозгласил свою веру в силу народов, которые сумеют обуздать неразумных правителей, пожелавших использовать достижения человеческой мысли для уничтожения людей. В «Персидских письмах» он писал: «Ты говоришь, что боишься, как бы не изобрели какого - нибудь, еще более жестокого, чем теперешний, способа истребления? Нет. Если бы обнаружилось такое роковое открытие, оно вскоре было бы запрещено человеческим правом, и единодушное соглашение народов похоронило бы его».
Монтескье говорит о свободе как обязательном и необходимом условии жизни человека. Эта проблема затрагивается в письмах жен Узбека. Монтескье утверждает за женщиной право на свободу чувства. Такая постановка вопроса была прогрессивной для XVIII века.
Смелая, острая сатира, глубина философской мысли, гуманизм, живость и занимательность сюжета обусловили огромный успех книги. Еще при жизни автора вышло двенадцать ее изданий. В XVIII веке «Персидские письма» перевел на русский язык известный русский поэт - сатирик А. Кантемир.
В 1734 году Монтескье публикует свои «Рассуждения о причинах величия римлян и их упадка», где он ставит задачу дать объяснение основных моментов истории Рима. В этой книге Монтескье выступает как один из основоположников французской исторической науки, опровергая распространенные в XVIII зеке взгляды, что история - это либо скопление случайных, ничем не связанных между собой событий, либо воплощение воли бога. Монтескье показывает, что величие Рима было создано благодаря беззаветной храбрости его граждан, их любви к свободе и отечеству. Многочисленные же грабительские войны и разложение правящей верхушки привели к исчезновению высоких гражданских идеалов и способствовали падению некогда могущественного государства. Критикуя порядки императорского Рима, Монтескье проводит параллели с абсолютистской Францией, указывая на неразумность и несправедливость ее общественного строя.
В 1748 году вышел в свет основной труд Монтескье, «Дух законов», - результат многолетних раздумий философа о судьбах государств и об их общественном устройстве. Главная мысль «Духа законов» - признание закономерности исторического процесса. Хотя Монтескье и не смог определить основные, движущие силы исторического развития и слишком переоценил роль и влияние географической среды на характер развития того или иного государства, сама постановка вопроса закономерности в истории была чрезвычайно прогрессивной. Основной вопрос, волновавший Монтескье, - это вопрос о том, как обеспечить человеку политическую свободу и права свободного гражданина. Политическим идеалом Монтескье была конституционная монархия, где власть короля ограничена конституцией, и должно существовать разделение властей. В своей книге он идеализирует государственное устройство Англии, где, как ему казалось, был осуществлен этот принцип. Монтескье не понимал, что независимость исполнительной, законодательной и судебной власти в буржуазном государстве является только кажущейся, так как все они выполняют волю господствующего класса. Но обоснование необходимости разделения власти в государстве было сильнейшим ударом по абсолютизму.
Большое место в «Духе законов» занимает требование веротерпимости, борьба с жестоким фанатизмом католической церкви. Несмотря на ряд ошибочных утверждений Монтескье, на компромиссный характер некоторых его взглядов, «Дух законов» сыграл в канун 1789 года революционную роль. Книга явилась программой прогрессивных изменений, в которых нуждалась феодальная Европа.
Произведение Монтескье завоевало всеобщую популярность своим горячим протестом против абсолютизма и насилия, религиозного фанатизма и суеверия, защитой прав человека и свободы. Некоторые положения «Духа законов» были использованы при составлении «Декларации прав человека и гражданина», провозглашенной французской революцией в 1789 году.
За несколько десятилетий развития Просвещения многие его деятели превзошли Монтескье смелостью суждений и решительностью выводов, но за ним навсегда остается почетная и высокая роль зачинателя этого мощного прогрессивного движения XVIII века. Монтескье принадлежат слова: «Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы». Этой благородной цели Монтескье посвятил всю свою жизнь, и за это его ценит прогрессивное человечество.
Всемирный Совет Мира призвал все народы отметить в 1955 году двухсотлетие со дня смерти Монтескье - философа - просветителя, человека, провозгласившего, что первый закон природы - это мир и что все люди рождаются равными.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.