Великий художник-демократ

М Васильев| опубликовано в номере №639, январь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

... День пасмурный, неуютный. На краю вырубки отдыхают охотники. Их двое: бывалый краснобай и новичок с папироской в руке, которую он так и не раскурил, увлеченный рассказом старика. Третий - крестьянин, проводник или кучер - посмеивается над обоими господами: вралем и легковерным... Кто не знает картины Перова «Охотники на привале»! По популярности с ней соперничает только «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина.

Василий Григорьевич Перов вошел в историю отечественного искусства как великий художник-демократ, как живописец-новатор, мировоззрение которого формировалось под влиянием Белинского и Чернышевского.

Перов родился 4 января 1834 года в семье тобольского прокурора, человека передовых взглядов, в доме которого часто бывали ссыльные декабристы.

Учился будущий художник сначала в Арзамасе - в уездном училище и местной художественной школе. Затем, в 1853 году, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь в отличие от Академии художеств большое значение придавалось изучению натуры, народной жизни. Это, естественно, вызывало у учеников тягу к жанровой, реалистической живописи.

Первые же самостоятельные работы Перова - сатирические полотна «Приезд станового на следствие», «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» я «Проповедь на селе» - выдвинули его в ряды мастеров-реалистов.

Продолжая и развивая федотовское направление, молодой художник углубил социальное звучание сатирического жанра и обратился к наиболее острой для своего времени крестьянской проблеме. В названных картинах дано потрясающее изображение нищеты и бесправия крестьянства. Художник вывел в них целую галерею притеснителей и обидчиков русского мужика. Глядя на внушительную фигуру станового - стража законности, - новоиспеченного хапугу-чиновника или елейного пола, который, воздев руку к небесам, а другой указуя на помещика, провозглашает с амвона: «Нет власти аще не от бога», - зритель не мог не возмущаться несправедливостью существующего порядка. Искусство Перова было активным, выносило свой приговор действительности.

Одна из лучших картин художника - «Сельский крестный ход на пасхе» - еще решительнее разоблачает духовенство. Хмельные участники процессии, чем больше всматриваешься в их лица, кажутся не пьяными, а скорее отравленными религиозным дурманом, превращающим крестьян в безответных, покорных рабов. (Отсюда прямая тематическая связь с проникнутым глубокой безысходностью полотном «Похороны крестьянина».) Не случайно картина «Сельский крестный ход на пасхе» была запрещена цензурой. Один из художников писал в связи с этим Третьякову: «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».

Невзирая на нападки, Перов неоднократно возвращайся к критическому показу духовенства: «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапезная» и т. д. И, наконец, рисунок «Дележ наследства в монастыре», на котором изображены монахи, обшаривающие келью своего умирающего «брата».

Когда в центре внимания передовой русской общественности оказался женский вопрос, Перов создал знаменитые полотна: «Приезд гувернантки в купеческий дом» - печальный рассказ о девушке, которая вынуждена пойти на унизительную службу в дом купца-самодура; «Утопленница» - трагический конец простой женщины, не устоявшей в жестокой борьбе за существование; «Последний кабак у заставы» и другие.

Кроме картин сатирического и драматического содержания, художник написал известную серию «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник», «Ботаник».

Перовым создан ряд великолепных портретов (Островский, Тургенев, Даль, Достоевский и др.), в которых внешнее сходство сочетается с глубокой психологической характеристикой. Это было новым шагом в развитии русского портрета.

Большое количество эскизов и набросков к работам исторического жанра свидетельствует о стремлении художника подойти к показу народа как движущей силы истории, что впоследствии было развито в творчестве Сурикова. За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перов получил звание академика. Он был одним ив организаторов Товарищества передвижных выставок, объединявшего в своих рядах лучших, прогрессивных художников Россия.

Произведения Перова с большим успехом демонстрировались на международных выставках в Париже, Лондоне и Вене. Умер художник в 1882 году.

Последние годы, кроме работы над картинами, он писал рассказы, которые печатались в «Художественном журнале», и преподавал в том же училище, где когда-то учился сам.

Здесь с Перовым встречались еще никому не известные Нестеров, Коровин, Рябушкин, Левитан и многие другие, для которых его жизнь и творчество были благородным примером служения родному искусству.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены