В № 9 нашего журнала было напечатано письмо студента Миронова под заглавием «Вечный, проклятый вопрос». В этом письме Миронов ставил вопрос о несовместимости в наших условиях личной семейной и общественной жизни.
В № 12 журнала редакция поставила письмо Миронова на обсуждение читателей. Продолжаем печатать наиболее интересные отзывы читателей.
В № 9 «Смены» было помещено письмо студента Миронова, озаглавленное «Вечный, проклятый вопрос». Заглавие странное и даже, я бы сказал, некультурное. При чем тут термин «проклятый»? Мы далеки от суеверий. Не проклятый вопрос и не неразрешимый, а просто мы к нему относимся несерьезно, непродуманно. Мне кажется, что, прежде чем говорить о семейной жизни, браке, мы должны приглядеться к холостым парням и незамужним девушкам, как они глядят на семейную жизнь.
Приходится констатировать, что на это серьезное дело молодежь глядит: парень - лишь бы женщина - а девушка - лишь бы замуж. Отсюда вытекает масса затруднений, которые всплывают, когда дело уже сделано, когда парень и девушка сошлись, совершенно не задумываясь над будущим.
В отношении же семейной жизни я хочу выдвинуть одно, как мне кажется, основное положение. Нам нужно убедить себя на практике в том, что семейный труд нужно разделить пополам. Над этим нужно подумать серьезно.
Ложный стыд, боязнь показаться мещанином, а чаще - просто лень и распущенность очень влияют на ребят в их беспечном эксплуатировании женщин. Все примеры говорят о том, что очень немногие усвоили эту простую истину. Отсюда и вывод Миронова, что для семейной жизни нужны «апартаменты». Мне думается, что не в «апартаментах» дело, а в человеческих, товарищеских отношениях к жене. Комната, какая бы она ни была, требует ухода; мужчины привыкли в этом эксплуатировать женщину: бесплатно - жену, или же за деньги - прислугу. И редкий из нас, учитывая, что эта обязанность уборки закабаляет женщину, решится взяться за уборку сам.
«В одной комнате не могут жить муж и жена», - пишет автор «. Вечного, проклятого вопроса». Немного коряво, тов. Миронов, вы это говорите, и примеры ваши неудачны. Муж или жена храпит - да это же чудачество, если из - за такого пустяка разводиться. Если даже представить себе гораздо более тяжелые обстоятельства семейной жизни: визг, плач, теснота, - то и это говорит о необходимости совместных усилий мужа и жены. И на мужчину, как на более сильный организм, ложится большая ответственность.
Второй пример, который приводит Миронов: муж не смог накормить ребенка во время отсутствия жены - как раз говорит о том, что мужья привыкли себя чувствовать «господами» и совершенно беспомощны в таком, казалось бы, немещанском деле, как не дать умереть собственному ребенку.
Больше, товарищи, самокритики, особенно в отношении нас, парней, в деле строительства быта!
Я хотел бы высказаться и поделиться своим мнением по письму Миронова. Миронов пишет, что сходиться надо по любви, а расходиться не нужно совсем, но это требование, по его мнению, могут выполнить лишь те, кто окружен комфортом. Мне кажется, что это неправда. Тов. Миронов увидел семейную жизнь только через форточку общежития; в общежитиях же вообще часто висит нездоровая атмосфера. Но и попытавшись шире раскрыть окно в жизнь, Миронов заметил только картину извращения жизни супругами и семьями. Кто живет по любви? - Никто! Да сомнительно верить в эту любовь. В молодые годы увлечение путают с любовью. Что значит любовь?.. Это прежде всего - привязанность друг к другу и уважение друг друга. Все же остальные доводы: красота и прочее - миражи, которые рушатся при всяких удобствах и воякой обеспеченности.
Часто говорят: «Если есть одно мясо круглый год - то на него смотреть не станешь». Такое грубое сравнение брачной жизни коренится в нашей распущенности. Поэтому мироновский «Вечный вопрос» сводится не к комнатным и другим затруднениям, а к нашим взглядам на брак до вступления в него.
У нас привыкли так: жениться и использовать жену только как самку, а когда прошел пыл - прошла и любовь. Тогда начинаются ссоры и разводы.
Девушка, идя замуж, не знает, какая ее ждет судьба. Чаще хорошо живут только «медовый месяц», а дальше женщину ожидает длительное поденщичество на мужа. Если девушка - общественный работник, то, выйдя замуж, она отрывается и привязывается к плите, примусу и чугунам. Много ли сознательных партийцев вовлекли своих жен в общественную работу? Нет, таких очень мало. Муж идет в театр - жена стирает пеленки. Почему такое унижение? Разве пеленки - не общее достояние семейного очага? Об этом даже самые сознательные из нас редко задумываются.
Миронов приводит любопытный пример: муж коммунист, а жена беспартийная; она омещанивает мужа семейными заботами. Возникает вопрос: кто кого в данном случае заразил мещанством - жена мужа или наоборот? Этот товарищ - участник гражданской войны, имеющий хороший заработок по службе. Не сам ли он до вступления в брак заразил свою будущую жену мещанством? Не сам ли он напевал ей о благах, обещая «весь мир» - т. - е. диваны, курорты и пр.? Многие так распинаются для того только, чтобы на время приобрести женщину как вещь, а после, когда она надоест, покинуть ее.
Факты, которые я привяжу ниже, говорят о том, что ребята расходятся с девушками и девушки с ребятами не из - за бытовых условий совместной жизни, а из - за... Впрочем, я предлагаю читателям самим подыскать подходящее определение.
1. Оба они комсомольцы, оба на активной комсомольской работе; он зарабатывает 70 руб., она - 130 руб. Ее интересует круг знакомых администраторов того учреждения, где она работает, его - заводские ребята, товарищи по производству. Когда они сходились, любили друг друга, а потом, живя в одной комнате, быстро охладели друг к другу. Началось с пустяков: зачем ты прочел письмо, адресованное не тебе? почему ты поздно пришел домой? я не привыкла кому - либо давать отчеты и пр. и т. д. Когда парень стал убеждать свою подругу, на него посыпались упреки:
- - Твое мнение для меня не авторитет; мне с тобою скучно, мы надоели друг другу, давай расходиться...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.