К комсомольцу Сухову приехал ею земляк, привезший Сухову весть о смерти его матери, которая наказала передать сыну на память ее крест. Сухов любил мать, известие о ее смерти его расстроило; в минуту скорби он прячет подарок матери за пазуху. Между Суховым и комсомольцами вспыхивает спор. Вершок упрекает Сухова, требует немедленно выбросить крест, иначе он считает необходимым поставить - вопрос об исключении Сухова из комсомола. Сухов упрямится.
Как должен поступить Сухов, и как надо было обойтись с Суховым? - эти вопросы ставит Скворцов в рассказе «Право на сентиментальность» (см. «Смена» № 9).. Продолжаем печатать наиболее интересные отзывы читателей.
В первое солнечное воскресенье нашего холодного лета комсомольская ячейка НКТ УССР провела коллективную прогулку молодежи.
Мы всей ячейкой поехали в гости к нашим комсомолкам, живущим под городом на даче.
Вырвавшись из душного города, ребята моментально организовали игры, хор, а часть отправилась купаться.
Но вот после обеда, приготовленного нашими «хозяйками» (к всеобщему удивлению, очень вкусно), ребята немного угомонились и, собравшись в кружок, решили почитать. По предложению одной комсомолки выбрали рассказ «Право на сентиментальность» из последнего номера «Смены». Вначале это предложение было встречено не совсем дружелюбно:
- Уж если и читать, то лучше Зощенко или Остапа Вишню - там, по крайней мере, хоть посмеяться можно.
Но по мере чтения, начал пробуждаться интерес.
Нашлись желающие высказаться.
Вначале «прения» велись в одном направлении:
- Сухов поступил верно. Ведь он сам в бога не верит, а поэтому крест для него является не символом религии, а просто-напросто вещью, с которой тесно связана память о горячо любимой матери. Бросив крест, Сухов тем самым оскорбил бы память матери.
Но далеко не все согласны с такой точкой зрения.
«Прения» развертываются широко. Вновь объявленные оппозиционеры доказывают, что Сухов не имел права брать этот крест. Ведь он же не рядовой комсомолец, а активист, да к тому же и руководитель кружка безбожников. Он ведет решительную борьбу с предрассудками, а тут, беря и храня крест, подрывает свой авторитет, а вместе с этим и авторитет комсомола. Если Сухов действительно так сильно любил свою мать, то память о ней останется и без креста. А что должен был бы сделать Сухов, если бы его мать подарила ему икону или трехцветный флаг?
Ведь и здесь можно рассуждать так, что это только дерево и кусок материи. Правда, на это «защитники сентиментальности» отвечали, что и икону хранили бы, а вот на трехцветном знамени споткнулись и не нашли ничего лучшего, как заявить, что это демагогия. Но «оппозиционеры» не унимались: - Какая же это демагогия! Ведь религиозность в наше время является несознательной, а порой даже и сознательной контрреволюционностью; как крест, так и трехцветное знамя являются эмблемами рабства.
Какое же право имел Сухов, как комсомолец, хранить крест - символ того, против чего он боролся сам и призывал других?
Видя, что наш спор ни к чему не приведет, решили проголосовать и выявить - коллективное мнение.
И вот результаты.
В обсуждении рассказа принимало участие 17 человек; из них 4 голосовало за - непринятие креста, 5 чел. за то, чтобы крест сначала принять, а потом выбросить, и 8 чел. за то, чтобы крест сохранить.
Но и голосование не смогло примирить «враждующих» сторон, и еще долго ребята продолжали спорить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.