— В одном из своих выступлений вы употребили термин «ядерная культура». Что вы имели в виду?
— На мой взгляд, в мире существуют две основные точки зрения на научно-техническую революцию. Одна отдает предпочтение, если можно так выразиться, примату природы, то есть ставит превыше всего человека как субъекта, воспевает сельский труд и рыболовство. Думается, что в своем чистом виде такая точка зрения близка философии Льва Толстого.
Вторая точка зрения фетишизирует технику, противопоставляя ее человеку, который становится вроде бы объектом. Теория о том, что будто развитие техники является, по существу, модернизацией человеческой цивилизации, как раз и привела к «ядерной культуре», символом которой является идолопоклонство перед оружием массового уничтожения.
Приведу такой пример. Президент Рейган старается убедить мировую общественность в том, что космический щит, который собираются создать США, якобы предотвращает ядерную войну, а посему нужно наращивать исследования в этой области. Но разве не ясно, что создание новых видов оружия — не средство для предотвращения ядерной войны? Более того, они только способствуют ускорению гонки вооружений и, следовательно, увеличивают угрозу этой войны.
Подобную фетишизацию техники во всех ее проявлениях, игнорирование общечеловеческих, гуманных факторов я и называю «ядерной культурой», заключая эти два слова в кавычки. С подлинной культурой данное понятие не имеет ничего общего. Лично я считаю для себя первостепенным защищать красоту природы, ее флору и фауну, а главное — саму жизнь на нашей планете Земля.
— Тем не менее, вы, видимо, не ставите перед собой задачу остановить технический прогресс, который движется поистине фантастическими темпами. Роботы, компьютеры, высокая технология проникают в нашу жизнь, в наш быт. Что же, по вашему мнению, ждет молодое поколение в начале XXI века?
— Применительно к Японии я думаю об этом со страхом. В условиях существующего строя наверняка произойдет ужесточение диктата со стороны правящего класса. Подтверждается мысль Маркса о том, что при капитализме усиливается отчуждение человека. Техника, поставленная на службу монополистическому государству, позволит осуществлять еще более изощренную эксплуатацию и контроль за мыслями. В этом смысле Япония может стать самой жуткой моделью.
Сейчас в нашей стране наблюдается настоящий бум, вызванный мини-компьютерами индивидуального пользования. Молодые люди просто заворожены этими дорогостоящими игрушками. Им кажется, что они с помощью этих машин становятся всесильными и всемогущими. Но на самом деле происходит странное явление. Человек сам становится игрушкой, ибо сокращается его интеллектуальный багаж — как результат того, что он все больше проводит свое свободное время возле экрана телевизора или дисплея. Меня очень радует, когда я слышу, что современная молодежь увлекается и серьезной литературой, ходит в библиотеки, интересуется настоящей культурой: музыкой, изобразительным искусством. Значит, не все еще потеряно.
— А каким идеалам, по вашему мнению, поклоняется японская молодежь? Кто ее герои, любимые писатели?
— В свое время, помню, проводился опрос среди молодежи: кто ваши самые любимые писатели? Оказалось, что в их число вошли Лев Толстой, Федор Достоевский, классик японской литературы Сосеки Нацуме и другие. Их произведения поднимали серьезнейшие проблемы бытия, и молодое поколение постигало по этим книгам основы жизни.
Сейчас в Японии даже студенты часто отдают предпочтение детективам и комиксам. Кумирами становятся эстрадные певцы и звезды телевидения. Я говорю об этом с чувством грусти и сожаления, ибо считаю, что никакие роботы и компьютеры не могут заменить гений великих писателей. Никакие суррогаты «массовой культуры» не могут стать властителями умов молодежи. Поэтому я рассматриваю нынешнюю ситуацию как временную. Так не может долго продолжаться.
Еще Брехт поставил в свое время вопрос: может ли быть здоровым общество, если оно не рождает своих героев? Конечно, речь не идет о так называемых суперменах или сиюминутных идолах. Я имею в виду тех, кто выражает дух своего времени.
Кто может служить примером для подражания? Таким героем для молодежи 60-х годов был легендарный Че Гевара. 20 лет назад в период вьетнамской войны большую популярность в Японии среди молодого поколения завоевал писатель Макота Ода, который активно боролся против американской агрессии. Гражданственность его позиции сделала этого мужественного писателя кумиром молодежи. А разве можно сказать такое, скажем, о Симаде, книжками которого зачитываются сейчас многие молодые японцы? Его творчество пронизано откровенным цинизмом. Он словно кичится тем, что занимает позицию стороннего наблюдателя. Такого рода кумиров я отношу к категории «антигероев», которые сейчас особенно в ходу.
— Какую роль, на ваш взгляд, должны сегодня играть писатели в антивоенном движении?
— 20 лет назад, если поэт или писатель в своих произведениях воспевал красоту природы, считалось, что тем самым он объективно выступал за мир. Сейчас другое дело. Человечеству угрожает полное уничтожение, и борьба за мир должна быть более активной. Это в полной мере относится и к литераторам. Я вовсе не хочу сказать, что сегодня нельзя уже писать трехстишия о красоте весеннего дождика или цветущей сакуры. Но этого уже мало. Нужно врываться в сознание людей и звать их к решительным действиям.
Три года назад в Японии среди писателей началось движение за сбор подписей в защиту мира. Лозунгом его стали слова: «Литература может существовать только при условии, если человек думает о завтрашнем дне. Если нет будущего, нет, и не может быть творчества». Это движение объединило подавляющее число наших писателей. Надеюсь, что оно будет крепнуть.
— Сейчас в Японии и за рубежом, в том числе и в Советском Союзе, много пишут о возрождении милитаризма и национализма в вашей стране. Какова ваша точка зрения?
— 6 августа прошлого года я находился в Хиросиме. Меня поразила одна вещь. В этот день, который является священным для каждого японца, туда съехались фашистские молодчики из ультраправых организаций. Они организовали свое сборище, целью которого было сорвать день поминовения жертв атомной бомбардировки, а также помешать манифестациям в защиту мира. 20 лет назад предшественники этих молодчиков обрушивались не только на коммунистов, но хулили также либералов и демократов. Сегодня у них другие лозунги: «В союзе с США разобьем русских!» Как видите, былые шовинисты стали верными поборниками антисоветского курса Рейгана и Накасонэ.
Японские силы «самообороны» не так уж велики, но их нельзя рассматривать изолированно. Их следует приплюсовать к потенциалам американских военных баз, которые находятся на нашей территории. А это означает, что Япония представляет реальную военную угрозу для всего мира.
Однако больше всего меня беспокоит вот что... Я испытываю подлинную тревогу по поводу того, что в сознание японцев и прежде всего молодежи вколачивают убеждение, будто только в союзе с США Япония может считать себя в безопасности и жить в мире, что врагом нашей страны является якобы Советский Союз. И это несмотря на то, что очень многие японцы испытывают чувство близости к русскому и советскому народу. К его музыке, литературе и культуре в целом. Антисоветская психологическая обработка крайне опасна — прежде всего для Японии.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Летопись интеграции
VI Всемирный
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Солидарность