Валютный синдром

Евгений Додолев| опубликовано в номере №1481, февраль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Или рублевая несостоятельность

Дышать было нечем. Было очень жарко. И очень обидно. Приехать в Сочи на два дня по служебным делам и половину одного из них потратить на унылое очередестояние в аэрофлотской кассе — досадно до предела. Липкий, густой воздух субтропического города в стеклянном пенале местного трансагентства накалялся еще и истомленной нервозностью толпы. Причем накал этот час от часу возрастал пропорционально количеству многодетных матерей и ветеранов войны, с переменным успехом пытавшихся реализовать свои законные права на внеочередное приобретение заветных голубых бумажек. Молодые женщины и пожилые мужчины превращались в единый объект смутной, гудящей, как сама очередь, неприязни.

Спасаясь от горячего дыхания в затылок и уверенных локтей сердитых соседей по очереди, я выскользнул из нее. Прошелся вдоль других кассовых окошек — взглянуть что да как, может, где-то шансов побольше. Картина та же самая... батальоны курортников бок о бок с командировочными, блатными и прочим людом бились за право вернуться домой.

В ход шли записки и письма без конвертов, конверты без писем. Слово «броня» повторялось так часто, как будто дело происходит в цехе танкового завода. Лишь у расположенной в левом углу зала интуристовской кассы не было ни души.

Там я некоторое время спустя и увидел Веру. Веру Генриховну Талан, 1955 года рождения, коренную москвичку, бывшую медсестру (фамилия изменена. — Е. Д.). Я знал ее еще со студенческих времен. Позже она стала любовницей легендарного (в определенных кругах, ясное дело) Хосе.

...У Хосе, наверное, проблем с билетами (в Большой театр, сауну или на самолет) никогда не возникало. Хотя его международные вояжи туда-сюда вызваны были вовсе не доступностью аэрофлотовских билетов. Ездить этот парень любил с ощутимой для своего кармана пользой. Равно как и ходить по театрам.

Юркий, глазастый, небольшого росточка Хосе скупал валюту везде. В основном у подруг Веры и других московских проституток. Среди его партнеров по бумажному бизнесу, кроме того, были таксисты, сокурсники, спекулянты и интуристы. Он «коллекционировал» конвертируемые ассигнации. А сам потом вывозил эти деньги... на Запад.

Из показаний Морелоса Батиста Хосе Хулиана, 1951 г. р. (фамилия изменена, так как семья высланного из СССР гражданина Гондураса осталась в Москве): «Примерно в 1979 году я познакомился с жителем города Химки Московской области Поддубным Александром Дмитриевичем... Поддубный познакомил меня с водителем такси, с которым он поддерживал преступные отношения. Они знали, что я иностранец... Примерно в пять приемов скупил у водителя по имени Борис (кличка «Кустик») 2500 финских марок из расчета 50 — 60 рублей за 100 марок (тогдашний курс — 16,76 руб. за 100 марок. — Е. Д.). Всю скупленную валюту я потратил на личные нужды в магазине «Березка»...

Здесь валютных дел мастер, наверное, покривил душой. Как и все подобного рода умельцы, он, повторю, копил марки и доллары для вояжей в Европу.

Из показаний студента, обучавшегося в СССР в середине 80-х: «22 февраля я, мой приятель Арнольдо (Грилэтт Рохас Арнольдо, 1960 г. р., гражданин Венесуэлы. — Е. Д.) и его знакомый (следствием установлен. — Е. Д) выехали из Москвы поездом в Западный Берлин. Там Арнольдо и его друг купили норковую шубу за 3900 марок и попросили меня привезти ее в СССР, воспользовавшись тем, что я имею свидетельство о браке и под этим предлогом могу ввезти в Союз женские предметы одежды. Через три дня втроем вернулись в Москву».

Ну, и так далее. И тому подобное. Валюта — владельцам западных магазинов. Вещи — отечественным потребителям.

Только за полтора года один Хосе «экспортировал» более 50 000 долларов, не пользуясь никакими контрабандными ухищрениями: «В таможенную декларацию я вписал лишние 6000 долларов, исправив цифру... По указанной декларации записал на свой счет в Банк для внешней торговли как официально ввезенную в СССР валюту, так и скупленную на территории Советского Союза. Исправленную декларацию я уничтожил».

Греческие таможенники в 1988 году задержали Аднана Кашоги, нефтяного магната из Саудовской Аравии, за «попытку незаконного вывоза валюты», поскольку он вывозил гораздо больше денег, чем отметил в таможенной декларации при въезде. (Он выиграл 160 тысяч долларов в казино на острове Керкира.) «Излишки» конфисковали. А вот с нашей таможней подобных проблем могло, пожалуй, и не возникнуть: достаточно было бы, по рецепту Хосе, поорудовать немного бритвой и шариковой ручкой. У нас декларации заполняются без дубликата, словно никудышная квитанция у уличного фотографа, на чью честность вынуждены (порой напрасно) полагаться его клиенты. Нет эффективного способа проверки таможенных документов. Да и некоторые работники банка часто закрывали глаза на «неточности» в бумагах. Вернее, смотрели, но, если позволить себе фельетонный оборот, через водяные знаки ассигнаций.

Из показаний Хосе: «Конкретно тем работникам Банка, которые получали от меня валюту, я подарков не дарил, но по праздникам приносил сувениры некоторым из них».

Нынешняя редакция Таможенного кодекса СССР принята четверть века назад! На последний квартал 1987 года намечалось утверждение нового ТК. Но воз и ныне там. Может быть, действительно: тише едешь — дальше будешь?

Но ведь для специалистов не секрет: изъяны нынешней декларационной системы, допускающей альтернативные решения — заметить подделку декларации или нет, — провоцируют правонарушения. Во второй половине 80-х десятки работников интуристских магазинов арестованы за нарушения правил валютных операций и взятки. Причем взятки самого разного характера. Каких только, оказывается, вариантов не существует! А кто даст гарантию, что и ныне нечистые на руку кассиры не обменивают предприимчивым иностранцам валюту их стран на более дефицитные доллары США? Получая в виде тайных комиссионных, как заведено, свои три «грина» с каждых ста?

Быть может, настало время шире внедрять карточную систему? Ведь той же картой «American Express» или аналогичной ей владелец этого суперчека оплачивает все услуги — гостиницу, ресторан, покупки в магазинах. Практикуется у нас продажа на чеки серии «Д» в специализированных торговых предприятиях. Рост сети этих магазинов, возможно, уменьшит уровень валютных махинаций. Хотя все это, конечно, полумеры.

...В ноябре 1988 года на обсуждении нашумевшей повести «Интердевочка» в конференц-зале издательства «Молодая гвардия» прозвучало любопытное, на мой взгляд, утверждение: валютную проституцию можно искоренить махом, за один день (чего не скажешь о древнем ремесле вообще). «Надо сделать рубль конвертируемым, и вся эта проблема будет сведена к нулю». Верно. Однако сделать рубль конвертируемой валютой в приказном порядке невозможно. Пока наше государство не в состоянии гарантировать обеспеченность рубля товарами и услугами на уровне мировых стандартов, конвертируемая отечественная валюта остается лишь карамельной утопией, родимый рубль не будет свободно обращаться за рубежом. Ныне у нас проблема даже с внутренней конвертируемостью.

А ведь было время: царские империалы и советский золотой червонец котировались на мировом рынке. Курс рубля к доллару был в октябре 1922 таким же, как и накануне первой мировой войны, то есть за доллар США давали чуть менее двух рублей. Нынешний курс смехотворно не соответствует истинному положению вещей. О каких шестидесяти копейках за доллар можно говорить, коль скоро туристы из некоторых восточноевропейских стран и моряки дальнего плавания скупают его иногда у валютчиков за 7 — 8 рублей? Курс того самого рубля, который мы ныне отдаем за пару кооперативных пирожков с капустой, рассчитан в 1961 году и предусматривает золотое содержание 0,987412 грамма. Вопросы будут?

Если будут, то поясню. Золотое содержание рубля не соответствует официальному начиная с середины 30-х. Валютный курс рубля давно не отражает реальный паритет покупательной способности рубля и доллара США.

Мы искренне возмущаемся порядками в ЮАР («Этот бар только для белых», «Парк для цветных»...), мы негодуем по поводу сегрегации в школах Алабамы и Флориды. Но положа руку на сердце неужели нас не смущает, что для наших-то гостей не существует запретов на посещение каких-нибудь там кегельбанов, баров и дискотек (это было бы странно и некрасиво!), но при этом налицо разветвленная сеть заведений, нам совершенно недоступных и ориентированных исключительно на обслуживание иностранцев и вьющихся вокруг девиц. Разве наличие спецмагазинов и отсутствие в широкой продаже товаров из ассортимента этих самых магазинов — явление нормальное? Не говоря уже о раздельных залах в аэропортах для «своего брата» и «варягов». С различным уровнем сервиса, между прочим.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Счет в нашу пользу

Зачем промышленности кооперация

Соло для королевы

Штеффи Граф стала обладательницей Большого Шлема

Смелость по инструкции

Комсомольский секретарь Мценского уезда