В санях по Уралу

  • В закладки
  • Вставить в блог

Падает и падает снег – мягко, весело, невесомо. Переливаются изумрудными звездами вековые сосны и ели, взметнулись в небо остроконечные пихты, плетут серебряные кружева нарядные стайки берез вокруг убеленных сединами пиков горного хребта Урал-тау, сказочным ожерельем охватившего горную речку, которую даже декабрь не сумел заковать в ледяную броню. Грудь переполняет горный воздух, и сам себе начинаешь казаться таким же легким и невесомым, как эта снежная пушинка, скользнувшая по твоей ладони...

Но что это? Из-за перевала послышался рассыпчатый малиновый перезвон колокольчиков. Все ближе и ближе их звонкие голоса, и, перевалив седловину двух гигантских снежных шапок, мчится вниз разноцветная кавалькада санного поезда. Весело пофыркивают башкирские лошадки-мохнатики, и небольшая долина враз наполнилась шумом, гамом, смехом. Легкие кошевки, набитые пахучим снегом, будто несутся вниз сами по себе. Весело седокам. Легкий морозец им вовсе не помеха, тем более что одеты они в теплые полушубки и добротные деревенские валенки. Отчего же не смеяться и не радоваться, если впереди столько необычного и интересного, в особенности для городского жителя.

Через несколько часов путешествия – привал. Возле незамерзающего родника стоит старинная просторная изба, срубленная из вековых сосен. Здесь гостей накормят вкусным обедом, напоят крепким чаем из самовара и угостят душистым башкирским медом. А на следующее утро санный поезд снова двинется в путь...

Пока что единственный в нашей стране двухнедельный конно-санный маршрут проходит по живописным горнотаежным местам Южного Урала. А начинается он на турбазе «Арский камень».

– Пример нам показали алтайцы, первыми организовавшие летний конный маршрут у себя, – рассказывает заместитель председателя Башкирского областного совета по туризму и экскурсиям Валентин Максимович Селянин. – Вот мы и подумали: нам-то сам бог велел пойти по этому пути. Ведь Башкирия издавна славится своими неприхотливыми и выносливыми

скакунами, искусными и мужественными наездниками.

Что правда, то правда. Башкирские джигиты оставили свой след в истории. Они участвовали в Ливонской войне, плечом к плечу с русскими воинами отражали польско-шведскую интервенцию, в составе ополчения Минина и Пожарского освобождали Москву. Свою храбрость и отвагу показали батыры во главе с Салаватом Юлаевым во время Пугачевского восстания. Стремительные атаки башкирских конников, вооруженных лишь копьями да луками, наносили ощутимый урон войскам Наполеона.

Башкирские конные полки защищали революционный Петроград, громили Юденича, Колчака, банды басмачей. В годы Великой Отечественной войны славный путь от Москвы до Берлина прошла 16-я Башкирская кавалерийская гвардейская дивизия.

Выращенные в Башкирии скакуны не раз завоевывали почетные призы на всесоюзных и международных спортивных соревнованиях. Скачки – непременный и самый захватывающий вид соревнования на башкирском народном празднике Весны и Плуга – сабантуе...

Первые группы совершили верховое путешествие в горы летом 1974 года. Тогда здесь были лишь опытные и хорошо подготовленные туристы, ярые энтузиасты и поклонники этого романтического вида отдыха. Кстати, многие из них так и остались на турбазе и работают тут инструкторами. Но уже на следующее лето желающих отправиться верхом в горы было хоть отбавляй. Всех заинтриговала каким-то образом дошедшая до них устная реклама первопроходцев маршрута, а также желание посмотреть на древние «Рифеи», как некогда называли Уральские хребты. Между прочим, молва о них докатывалась в далекие времена до самой Эллады. Недаром же греки проделывали колоссальный путь, чтобы взглянуть на эти горы, о чем можно найти свидетельство у древнего историка Геродота.

Растущей популярности конного туризма в Башкирии способствует и то обстоятельство, что специалисты выбрали очень удачные маршруты. Места в окрестностях старинного уральского городка Белорецка, расположенного в верховьях реки Белой, и впрямь примечательные, а бывалые туристы даже утверждают, что более красивых и чарующих не найти на всем Урале.

Пожалуй, так оно и есть. Взять, к примеру, восхождение на самую высокую точку Южного Урала – горный массив Ямантау. Гора эта окружена не только множеством облаков, но и легенд.

Сказывают, например, что раньше местные жители боялись подниматься на гору: будто бы в тумане им мерещились разные чудовища. Башкиры говорили: «Если попадешь на Ямантау, назад не вернешься». Особенный страх вызывала причудливая скала Сарыкташ, напоминающая формами глубокую галошу. Все были уверены, что в озере на вершине горы живет гигантский полоз, время от времени превращающийся в грозовую тучу. Дурная слава ходила о горе, окруженной дремучей тайгой и непроходимыми болотами, туманами и коварными обрывами, грозовыми облаками. Вот почему и назвали в народе гору Яман-тау, что в переводе с башкирского означает «Дурная гора».

Сейчас именно Ямантау больше всего влечет туристов – неповторимая красота горных ландшафтов, разнообразие флоры и фауны. Здесь можно встретиться и с медведем, которого привлекают эти места изобилием малины. Водятся на Ямантау рыси, барсуки, бурундуки, зайцы, нередки лоси и косули. Часто встречаются гнездовья глухарей, тетеревов, рябчиков. В речных заводях плавают утки, много журавлей. И, конечно же, повсюду бесчисленное множество горных родников. Остановишься здесь в летнюю пору, пьешь ледяную, хрустальную воду и не можешь оторваться – так вкусна!

Ходят легенды и о славном Иремеле. Совершивший на него восхождение писатель Мамин-Сибиряк сравнил открывшийся взору горный хребет с громадным кораблем, севшим на мель и загородившим течение. А покоренный величием и красотой Иремеля географ-писатель Сергей Меч писал так: «Каждые пять минут вид его изменялся: то облако набросит на него мимолетную тень свою, и он сделается темным, синим, то солнце обольет его ярким светом, и на нем неясно обрисуются какие-то пятна, неровностями густой туман ляжет на него...»

Действительно, нередко случается, что погода здесь меняется мгновенно. То палит жаркое солнце, и разомлевшие туристы готовы снять рубашки и загорать, яо может случиться, что через несколько минут разразится буря со снегопадом и метелью. Кстати, людям, бывавшим здесь, не могли не запомниться могучие лиственницы, вершины которых срезаны молнией. Грозы над Иремелем – явление нередкое и опасное. Мамин-Сибиряк рассказывает один случай. Как-то оренбургский губернатор решил устроить на самой вершине горы пикник. Но только начался праздник, как разразилась буря. Царские сановники поспешно бежали, несколько человек было контужено, а один погиб.

Сейчас этот маршрут вполне освоен, опытные инструкторы, хорошо изучившие крутой нрав Иремеля, проведут группу по самым безопасным тропам.

Впрочем, и полные первозданной красоты долины горных рек, и могучие урманы и дубравы, и глубокие ущелья среди отвесных древних скал, и щедрые родники – все это вы видели, если смотрели телевизионный художественный фильм «Вечный зов». Он снимался именно в этих местах.

Окрестности Белорецка примечательны и в историческом плане. Именно здесь в героическом тысяча девятьсот восемнадцатом году неслась лавина партизан под водительством пролетарского полководца Василия Константиновича Блюхера. Тут, в горах и долинах, бились участники легендарного рейда.

Через горы, через непроходимые буреломы прорывались на соединение с Красной Армией закаленные в боях рабочие отряды Урала, казачья беднота – русские, башкиры, татары, латыши, марийцы. Вместе с ними дрались бывшие военнопленные – венгры. словаки, немцы, австрийцы, составившие в партизанской армии интернациональный отряд. Позднее Реввоенсовет 3-й армии напишет во ВЦИК:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены