«Конь-огонь» из ржаного поля

Виктор Юшкевич| опубликовано в номере №1266, февраль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Золотится под неярким белорусским небом ржаное поле. Тихий ветер перебирает колосья, будто на ощупь пробует их спелость. Солнцем налито каждое зернышко – славный хлеб ожидается нынче. И солнцем светится ржаной стебель – нежданная красота таится в нем.

Издавна здесь высоко чтимо искусство плетения из соломки. Еще древние народные мастера заметили декоративные возможности ржаного стебля и творили из него буквально чудеса. Хлебницы и кубышки, шляпы и шкатулки не только верно служили людям, но и украшали их быт. Позже белорусские умельцы стали плести из соломы фигурки людей, зверей, птиц...

Что же это за промысел – белорусская соломка? В чем его секрет? Все просто, но только на первый взгляд.

Берется ржаная соломка – ровная, неломаная, обязательно сжатая серпом. Каждый стебелек разрезается по коленцам. Снимаются сухие листочки, и стебли сортируют по калибру. Затем их кладут в кипящую воду и парят десять минут. После такой обработки соломка в течение восьми часов сохраняет удивительную эластичность и практически поддается самой утонченной обработке. Соломку плетут, соломкой инкрустируют, соломку используют как материал «скульптурный» – для объемных фигур.

И инструмент-то требуется для этого нехитрый – ножницы да тонкая игла. А еще руки мастеров – чуткие, ласковые, умеющие разгадать красоту в обычной ржаной соломе.

На Могилевской фабрике художественных изделий трудится одна из лучших соломенщиц республики, Екатерина Гавриловна Артеменко.

Это ее «Конь-огонь» «проскакал» по многим странам и континентам, собирая высокие награды на международных выставках и ярмарках. Вот он – золотистый, горделивый, кажется, будто топнет сейчас копытцем и промолвит: «Глядите, какие красавцы выходят из белорусского ржаного поля!»

А в Жлобине, что на Гомельщине, есть специальная фабрика художественной инкрустации белорусской соломкой. Там мастер М. Дегтяренко на загрунтованную черной эмалью деревянную шкатулку накладывает скальпелем кусочки соломки. Из тысяч мелких соломенных частиц рождается неповторимый узор, и вот уже шкатулка напоминает маленький деревенский сундучок, покрытый домотканым рядном.

Сегодня белорусская соломка, можно сказать, переживает свое второе рождение. На Минщине, Гомельщине, Витебщине работают замечательные мастера этого народного искусства. А рядом с ними, постигая секреты древнего промысла, трудятся юные соломенщицы, создают новые интересные поделки. Ученицы Е. Артеменко Лариса Атарщикова, Таня Ходонович, Ира Орлова уже участвовали в нескольких международных выставках. А такие композиции, как «Гусляр», «Россия», известны сегодня далеко за пределами республики.

Белорусская соломка побывала в США и Австралии, Японии и ГДР, ФРГ и Франции... И всюду она покоряла зрителей удивительной самобытностью, лирической напевностью, тихой красотой белорусской нивы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены