Рассказ
Гидростроитель из Магаданской области Леонид Кокоулин – лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее произведение художественной прозы о современном советском рабочем классе, итоги которого подведены недавно ВЦСПС и Союзом писателей СССР. Его повесть «Колымский котлован» удостоена одной из премий.
Предлагаем вашему вниманию новый рассказ писателя.
Ну что с тобой делать, Иван Петрович? – начал Тимуров планерку, не дожидаясь пока в его кабинете перестанут двигать скамейками, стучать табуретками. – Не тянешь ты, Иван, мягковат. Где бы и надо характер показать, а ты... – Тимуров замолчал. Он увидел, что Иван его не слушает. «Как бы покрепче подобрать слова, чтобы пронять его». – План горит, Иван, а мы хладнокровничаем. Рыбья кровь. Иван поерзал на скамейке. Он сидел в третьем ряду от начальника. «Это у меня-то рыбья кровь, – зацепило Ивана, – в наш водоем «холодушу» кинь, и у той кровь закипит, сварится. Вон сколько бригадиров, мастеров, прорабов, а он на меня накинулся. Вот и профорг Вяткин – глаза что-то у профорга закисли, тоже недосыпает. Механик мается, должно быть, почки сдают, под глазами синие мешки. Пока на Вилюйском с женой жил, этого не наблюдалось. Теперь один в общаге, Ольга его на материке. Вот так у нас с Тонькой, – сравнил Иван. – Моя, наверно, извелась на узлах, ждет вызова. Ничего, теперь уж немного ждать, вроде заложили домик для малосемейных».
— Иван Петрович, – долетело до Ивана, – как думаешь вытягивать участок? Встань и скажи.
— Сказать по правде, и в эту декаду прогорим. – он порылся в карманах развернул бумагу – оказалось, Тонькино письмо. Иван стушевался, выложил из карманов в шапку все содержимое и отыскал нужное – исчерканный клочок, начал читать:
— а) на постоянную работу потребуется кран К-162...
— Чего, чего? – переспросил Тимуров.
— Кран прошу. Чем поставлю ходовые звездочки? И вообще без крана труба. Толчем воду, а экскаваторы стоят. Только за эти дни пятнадцать тысяч кубов фунта недобрали. Два экскаватора на издыхании, а клюевский по чайной ложке выдает, какой уж тут план...
— Это мы уже слыхали, – отмахнулся Тимуров, – давай по существу, о внутренних резервах.
— А я про свою бабушку, что ли? И Иван продолжал:
— 6) закрепить за бригадой тягач пожизненно, как землю за колхозом.
в) дать новую рукоять для оборотного ремонта. А то что получается, – Иван оторвал глаза от бумажки, – мы вроде пожарников: полетела конструкция – кругом бегом, хватай, имай, пока латаем, экскаватор стоит. И на какой стыне варим – разве металл будет дюжить?.. Сколько уже нашлепок насадили, срам глядеть. Вон как у Гошки на физиономии пластырей после Нового года...
С первого ряда по четвертый все засмеялись. Гошка тоже ощерил свой большой рот.
– Не строй, Иван, из себя шута, – предупредил Тимуров. Иван будто не расслышал.
— Пусть склад выдаст электродвигатель, сальники, подшипник ходовой, звездочки. – Иван передал Тимурову письменное требование. – И надо что-то, Тимуров, делать со взрывниками, – вздохнул Иван, пока тот разбирал его писанину. – А то ведь как взрывают? Экскаваторы не могут взять: «козел» на «козле» и «козлом» погоняет – догробим технику. Нет у людей совести. Вот и вы, товарищ Тимуров, как начальник, не проявляете заботы – работаем без графиков, на износ.
— То есть как? Пронин!
— А вот так. Положено техническое обслуживание, а вы не даете ставить машину. – Иван сел.
Тимуров вышел из-за стола.
— АБВГДейку читать нам не надо, Пронин. То, что рукоять нужна, – нужна. А где ее взять? Негде. Стало быть, надо исходить из местных условий, настраивать людей по-боевому. А кто вам, Иван Петрович, мешает производить качественный ремонт? Укрыл брезентом, подключил обогревательный калорифер, сбил температуру – и вари. Няньку вам надо – подай, поднеси. Ты, Иван Петрович, смотри у меня, – пригрозил Тимуров, – как бы потом краснеть не пришлось.
— Стыд не дым, – отозвался сидевший рядом с Иваном бригадир Ляпунов, – жмете на бригадиров, куда бедному Ивану податься...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР, адмирал Владимир Петрович Маслов отвечает на вопросы журнала «Смена»