Тут – зримое столкновение пламенного борца с холодным символом христианской религии. Столкновение бескомпромиссное, жестокое: кровавый след мы видим на лице Христа. И явственно слышим ироническую фразу умирающего Овода: «Падре... ваш бог... удовлетворен?»
Это две исповеди, начало и завершение духовной эволюции борца. А между ними целая жизнь…
Конечно, одного знакомства с антиклерикальными произведениями мало. В концертном зале нужно пытаться проникнуться эмоциональной глубиной баховских кантат. В музее-квартире писателя – попытаться представить обстановку, в которой он открывал новые грани характеров своих героев...
– Вспоминаю, как в комитете комсомола одного из профтехучилищ экскурсию в музей-квартиру Достоевского с опаской вычеркнули из плана. Раз писатель считал религию внутренним путеводителем, освещавшим его творческий путь, значит, скользкая тема.
– А по-моему, жизнь Достоевского лишний раз убеждает: даже таким глубоко религиозным художникам, как он, вера не давала душевного покоя. Вот слова одного из его героев, которые можно с полным правом отнести и к самому автору: «Меня всю жизнь бог мучил». Какой удивительно точный глагол!.. Мучил – стало быть, не давал ответа на важнейшие вопросы бытия. И был истоком сомнений, граничивших с безбожием. Напомню замечание тонкого аналитика творчества писателя Стефана Цвейга: «Достоевскому нужен бог, но он его не находит...» В произведениях писателя слышатся то и дело перебивающие друг друга голоса героев-оппонентов, стоящих на противоположных позициях в вопросе о боге. – Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Версилова и Макара Долгорукова. Ставрогина и Шатова... Где же авторский голос? Он извечно мечется между полюсами веры и неверия.
В романе «Бесы» на вопрос Ставрогина: «Веруете вы сами в бога или нет?» – Шатов отвечает: «Я... буду веровать в бога». В этом неуверенном «буду», сказанном в одном из самых тенденциозных произведений Достоевского, обличающем, по первоначальному замыслу, революционное движение и атеизм, – мучительные переживания автора. Достоевский помимо своей воли вступил в спор с богом, спор напряженный и дерзкий, и вопрос о существовании самого всевышнего так и остался для него открытым.
Наивно полагать, что знакомство с жизнью религиозного художника – аргумент в пользу веры. Как и нелепо утверждать: коль скоро какой-то деятель искусства вел борьбу с религией, так из его бывшей квартиры посетители непременно выйдут атеистами. Важно понять, что в художнике-атеисте привело его к разрыву с верой, а в верующем – подогревало его мистические интересы.
– Яков Ильич, ежегодно в ваш музей приходят тысячи посетителей. Приходят, чтобы разрешить сомнения, получить ответ на наболевший вопрос. Ведет музей и обширную переписку. Чем музей истории религии и атеизма может помочь тому, кто захочет самостоятельно разобраться в проблеме соотношения искусства и религии?
– Сейчас наши возможности и значительно расширились – открылась новая экспозиция. В ней представлены произведения большой художественной ценности. Группа сотрудников завершает работы по реставрации иконостаса Рождество-Богородицкого придела, живопись которого выполнена для Казанского собора в начале прошлого века крупнейшими художниками – С. А. Бессоновым, В. Л. Боровиковским, А. И. Ивановым, Г. И. Угрюмовым... Знакомство с этим уникальным экспонатом позволяет проследить характерную черту в развитии русской иконописи – ее неизбежный кризис, связанный с разрушением канона. Будущий посетитель обратит внимание и на изображение святой Екатерины, которая подкупает своей женской обаятельностью. И на Иоанна Богослова, лишенного традиционного мистического ореола, – это земной странник, углубившийся в страницы книги...
Так искусство, казалось бы, религиозное, служит действенным средством атеистического воспитания. Оно помогает понять подлинную сущность религиозного культа, утратившего свои корни в современной действительности.
Религия и поныне паразитирует на искусстве. Искусство же – вечное, мудрое, возвышающее человека до идеалов Красоты и Добра – в религии не нуждается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказы
С композитором Алексеем Мажуковым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков