В наш просвещенный век

Владимир Шаинский| опубликовано в номере №1367, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хорошо ли, что сейчас возникло половодье ВИА; правильно ли, что музыкальные и литературные критики обеспокоены упадком художественного уровня современной песни?

Думаю, замечательно, когда широкая масса молодежи всерьез или даже по-любительски увлеклась песней. Это уже благо, потому что – первая ступень к дальнейшему знакомству с музыкой и поэзией. Я за музыку всякую: классическую, эстрадную, профессиональную, самодеятельную. Но, разумеется, я против плохой музыки и поэзии.

Как всякое новшество, современная эстрада страдает от собственной незрелости, «количество» музыки, ее массовость превалируют над ее качеством. По-моему, это болезнь роста. Стоит ли беспокоиться? Стоит, как о всякой болезни. Поэтому справедливы заботы критиков.

Хорошо, что молодежь «рванулась» к музыке: сначала взяла в руки гитару, теперь – электрогитару, на очереди – синтезаторы.

Современная песня утратила одни черты, приобрела другие. Она взяла что-то от смежных жанров: сложную фактуру аккомпанемента, жесткий ритм. Камерно-симфонический жанр обогащает песню большими интонационными, гармоническими, полифоническими возможностями, возвышенностью эмоционального строя. Если композитор-симфонист работает и в жанре, песни, его симфонии обогащаются песенной мелодикой, умением обращаться к широкой аудитории. А ведь к успеху стремится каждый из нас, каждому композитору хочется, чтобы его песню запел народ. Нельзя вставать над аудиторией; она сейчас умна, чутка: сразу поймет, что автор чужой, не свой, что относится к ней свысока. Только искреннее, доброжелательное отношение к слушателю (зрителю, читателю) даст эффект сотворчества.

Мне думается, что существуют четыре категории успеха песни. Первая – когда народ сам запоет песню. Это удача, но происходит такое редко, к сожалению. Вторая категория – песня, которую слушатели узнают с первых тактов; она сложна по интонационным оборотам, однако любима и оказывает сильное эмоциональное воздействие. Третья – фактор узнаваемости отпадает, но слушатели воспринимают песню горячо, взволнованно. Четвертая категория – очень распространенные песни. Их не поют, они не узнаваемы, не эмоциональны, но написаны профессионально, на нужную тему. Как раз они-то и звучат чаще всего по радио и телевидению.

Четко определить судьбу песни трудно. Бывают случаи, когда забытая песня вдруг оживает, обретает вторую жизнь. Предсказать же успех или неуспех песни почти невозможно: это всегда тайна.

Считаю, что подчеркнуто шумные, подчас истеричные, бессмысленные песни-выкрики отживают свой краткий век. Сторонники самых современных ВИА у нас и за рубежом уже тяготеют к мелодичным песням.

Серафим Туликов верно заметил: «Приятно, что ощущается возврат к мелодичности, но хотелось бы, чтобы это была мелодичность «на новом витке». Противопоставлять эстрадную музыку музыке Свиридова и Шостаковича, народной музыке просто нельзя: это разные сферы.

Эстраде плохой надо противопоставить эстраду хорошую. К нам пришла великолепная музыкальная техника, доступная многим. У нас молодежь получила добротное образование: с поэзией и музыкой знакомятся в школе. Если она не найдет хороших песен у профессиональных композиторов, она сочинит и споет сама. Только все-таки помочь ей в этом должны сами композиторы-песенники, печать, радио, телевидение и комсомол.

Тогда появятся умение, вкус, может быть, и мастерство у тех, кто сейчас располагает только одним – бескорыстной любовью к песне. А в песню вернутся мелодия и смысл.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены