Гигант в распашонке»... Это выражение – из сменовского очерка о Новом Уренгое шестилетней давности. Не требовалось быть пророком, чтобы уже тогда предсказать блестящую будущность новорожденного поселка: его судьбу определили геологи, разведавшие громадные запасы газа. Новорожденный стремительно «прибавлял в весе» и в 1980 году стал самым молодым и бурно развивающимся городом страны. Сегодня в Уренгое живет более пятидесяти тысяч человек. А в скором времени население увеличится до 100 – 150 тысяч.
«Будущая столица газовиков тюменского Севера», – писали мы шесть лет назад. Сегодня можем лишь подтвердить это, но без слова «будущая». Правда, перед последней командировкой в Новый Уренгой слышали мы и голоса сомневающихся:
– А не утрачивает ли Уренгой свое значение? Ямбург – вот куда смещается «центр тяжести» добычи, вот где перспектива.
– Так вопрос вообще ставить нельзя, – пояснили нам специалисты – геологи объединения «Уренгойгаздобыча». – Ямбург очень перспективен, но и уренгойским топливом будут пользоваться наши внуки и правнуки.
Мы «путешествовали» по карте, изображающей в разрезе уренгойские недра. Если сравнить их с многослойным пирогом, то газ, которым мы сейчас пользуемся, взят из самого верхнего слоя – сеномана. Почти чистый метан идет из более чем трехсот скважин.
Начали бурение скважин и во втором слое – волонжине – до глубины трех километров. Здесь найдены газовый конденсат и нефть, запасы их уточняются.
Приступили к разведке и более глубоких слоев. Результаты бурения на глубину свыше трех километров обнадеживают: есть конденсат, вероятно, есть и нефть. Данные сейсморазведки говорят, что и на больших глубинах может быть нефть... Так что гигант еще не проявил всех своих возможностей. А это значит – будет расти и развиваться столица газовиков.
...В рейсовом самолете Москва – Новый Уренгой знакомятся быстро. Мой сосед, московский рабочий, летит проведать дочь, а заодно познакомиться с зятем и внуком. Летит впервые и потому немного растерян: будем на месте ночью, встретят ли? Адрес-то есть, да как добираться?
Бывалые уренгойцы вмешиваются в разговор и дружно растолковывают соседу:
– Такси еще нет, зато рейсовый автобус у нас бесплатный. В городе выйдешь у светофора, сразу направо...
– А у какого светофора?
Вопрос подтверждает: не бывал еще в Уренгое. Светофор здесь пока один. Тоже своего рода достопримечательность. Висит на перекрестке, который по оживленности движения напоминает московский. Только увертываешься не от «Волг» и «Москвичей», а от «ЗИЛов», «Татр», «Магирусов»...
У железнодорожного переезда еще раз убеждаешься, что главная фигура на северном транспорте – водитель. Наверное, только в Уренгое и увидишь такое: тепловоз притормаживает до скорости пешехода, пропуская машины. Последний «уазик» нахально проскакивает в десятке метров от локомотива.
Непорядок, конечно. Но хотя железной дороге Сургут – Уренгой, связавшей город с Большой землей, скоро два года, вид тепловоза здесь еще не очень привычен. Тем не менее значение железной дороги, особенно для строителей, трудно переоценить.
– Благодаря ей мы впервые стали стабильно получать грузы и строить ритмично круглый год, – сказал мне заместитель генерального директора объединения «Уренгойгаздобыча» Эдуард Бегляров. – Раньше осваивали за год двести миллионов рублей капвложений, сейчас – до семисот. Раньше детали жилых домов шли из Ленинграда с пятью – семью перевалками. Теперь в Ленинграде погрузят, здесь выгрузят – и все. Трест «Ленуренгойстрой» впервые вышел на плановую цифру по вводу жилья и наверстывает отставание...
В прошлом репортаже из Уренгоя «Смена» рассказывала об интересной идее, которую предложил штаб ЦК ВЛКСМ: построить сверх плана комсомольский девятиэтажный дом. И как только я разыскал начальника штаба Тенгиза Шелию, первый же вопрос: как дела с домом?
– Будет комсомольский дом! Нам начальник ленинградского строительного главка так сказал: выделим вам комплект деталей, если найдете фонды на материалы. Обратились в министерство, там помогли с фондами. Сейчас уже и документация пришла, дом включен в титульный список этого года. Работать будем методом народной стройки, а квартиры получат лучшие комсомольцы... Мы тут штаб создали по строительству комсомольского дома. Между прочим, – Тенгиз прячет улыбку, – главный инженер «Главуренгойгазстроя» Владимир Михайлович Игольников – мой заместитель по этому штабу. Он-то и предложил: сделаем стройку образцовой во всех отношениях – по темпам, по качеству.
Поговорить нам толком не удается: надрываются телефоны, двери штаба почти не закрываются – идут и идут добровольцы с комсомольскими путевками. Люди в Уренгое нужны, но появление добровольцев, кажется, далеко не всегда радует Шелию. Побыв в штабе каких-то полчаса, понимаю – почему.
...Робко входят две девушки – с виду прямо подростки. Приехали с комсомольскими путевками из северного Казахстана. Учились в институте на мелиораторов, после второго курса почему-то бросили – и в Уренгой. Спрашиваем, что умеют делать. Ничего... Шелия звонит кому-то, договаривается насчет жилья для девушек; теперь надо еще найти организацию, которая согласится принять их, направить на учебу. А это сложнее...
...Новая посетительница настроена агрессивно. Ее, повара шестого разряда, приняли на работу по пятому. Пришла в штаб жаловаться.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Гаршин
Николай Бочков, академик АМН СССР, директор Института медицинской генетики АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР