«Все победили! Всем ура!
Но прав ты, старый греховодник:
Давно работать нам пора Сегодня - лучше, чем вчера
И завтра - лучше, чем сегодня...»
В этом - основное. И на этом коя чает пьесу Безыменский. Продолжение ее - в жизни, в дальнейшей работе комсомольских бригад, в росте зданий, в накоплении опыта, в съезде бригад, который подытожит этот опыт и сделает его достоянием всего Союза.
Многие бригады узнают свой собственный путь в «Выстреле» Безыменского. Многие бригадиры узнают своих товарищей в типах комсомольцев из «Выстрела». Эти типы обобщены, но они живы, отмечены каждый своей особой метой и все вместе - общим знаком великого действительного порыва, творческого энтузиазма строителей. Пьеса «Выстрел», это - поэма о высоком строительном пафосе, о великом творческом деле комсомола.
Но этим не исчерпывается все значение «Выстрела». Со всей силой классовой ненависти Безыменский обрушивается на тех, кто мешает, вредит, ставит палки в колеса, кто путается под ногами строительства. Эта вторая - обличительная, сатирическая сторона пьесы также полна пафоса - пафоса ненависти. Здесь Безыменский не щадит никого - даже людей своего лагеря, запутавшихся в тенетах идеологических врагов, свернувших в сторону от генеральной линии партии. Для них Безыменский находит едкие, уничтожающие слова. Едкими, как кислота, стихами он клеймит и нашу отсталость, и бездушную тупость чиновников, и косолапую неповоротливость, и политическую близорукость. Найденные Безыменский «пряжи - тигельные» словечки настолько метки и точны, что многие из них станут достоянием обычной речи, войдут в наш будничный обиход, станут пословицами - это незабываемые, «крылатые» слова.
Такие фразы, как:
«... Партиец на два фронта бьет,
А этот - кланяется на два фронта...»
«... Жалует циркуляр,
Да не жалует секретарь...»
«... О деле каждодневном думай.
А революции не забывай...»
«... Магистры тезисных наук!
Плантации мыслишек куцых,
Но там разводят каучук,
Чтоб заиметь резины тюк
Для выделки... хороших резолюций...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.