Две строки петита
Они появляются в газете, набранные мелким шрифтом, втиснутые куда - то между сессией Лиги Наций, карикатурой на прогульщика и отчетом о футбольном матче. Они, эти две строчки больном матче. Они, эти две строки петита, не имеют даже заголовка, они безымянны; подле них, как пограничный столб, стоит черный ромб - типографская «собачка», ревниво оберегающим границы одной двухстрочной заметки от агрессивных намерений другой - такой же двухстрочной...
Эти края - газетные лимитрофы. На территории 15 строк под простодушным заголовком «Отовсюду» или «Обо всем» здесь собран десяток фактов «маленькой хроники». Мелкие, будничные факты! Равнодушными глазами их пробегает, читатель, вскользь, мимоходом, как бы торопясь перескочить через них к полновесным столбцам «высокой политики».
А между тем, в этих сжатых строках бьется тот же напряженный пульс нашей жизни - тем более напряженный, чем больше он сжат этими двумя роковыми строками. Попробовали ли вы когда - нибудь представить, что скрывается за двумя безымянными строчками газетной заметки, какая жизнь со всеми ее радостями и печалями, борьбой, победами и поражениями стучится в ваше сознание через эти две строки петита?
Александр Безыменский попробовал. Сознание старого комсомольского запевалы, сознание человека, который умеет «в каждой мелочи революцию мировую найти», зацепилось, за две таких строки. Строки раскрылись для него. Так появился «Выстрел» - пьеса, о которой автор предупреждает:
«Я темою для пьесы взял
Не мир,
а две строки петита».
Эти строки гласили:
«Ударной комсомольской бригадой
трампарка до срока выпущен из
капитального ремонта второй
вагон...»
Мы можем по достоинству оценить эти строки. Мы хорошо помним первые наши ударные бригады. Мы знаем, ценой какого напряжения, каких усилий ломались преграды на пути к осуществлению комсомольской инициативы.
Когда Феде Русских, бригадиру с пермского завода «Сепаратор», отсталые рабочие, знаменитые уральские «летуны», кричали:
- Отступись!
Это было не только местным уральским явлением.
- Отступись! - Так кричали еще средневековые толпы Копернику и Галилею. И их знаменитое:
- И все - таки она вертится!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.