Работать бригаде становится все трудней. Бывшие люди, пробравшиеся, на производство, пытаются сорвать выпуск вагона, испортив в нем какую - то часть. На торжестве выпуска комсомольцы опозорены перед всеми рабочими: их вагон не может сдвинуться с места. Комсомолка Лена разоблачает вредителей, но атмосфера вокруг бригады все более сгущается. Администрация, ячейка, спецы, рабочие - все втягиваются в борьбу - борьбу за бригаду или против бригады, на борьбу, по своему смыслу идущую гораздо дальше бригады: в классовую борьбу за производство, за новые отношения на производстве.
Безыменский, действительно, строит свою пьесу так, что в ней бригада оказывается только случайным центром. только точкой приложения, только рычагом широкой классовой борьбы.
Случайно стала здесь бригада
Опорным пунктом для борьбы...
Эти слова Граевского раскрывают сущность замысла автора «Выстрела»: показать комсомольскую бригаду в точной перспективе событий, не преувеличивая, не раздувая, только как один из участков, на которых дерется класс.
Бригада в «Выстреле» оказывается тем оселком, на котором пробуется классовая закалка одних и классовая ненависть других. И когда атмосфера вокруг бригады разряжается выстрелом Николая Корчагина - самоубийством комсомольца, сигнализирующим нездоровые, опасные отношения, сложившиеся в трампарке, - когда атмосфера, наконец, разряжается, бригада становится нормальным бродилом производственного соревнования. Глядя на комсомольцев, старики создают свою бригаду. Между бригадами возникает соревнование и - старики побеждают. Безыменский нигде не хочет фальшивым восторгом нарушить логику событий. Старики должны были победить, ибо у них опыт и знания. Ни даже поражение комсомольской бригады воспринимается как победа. Старик Панов говорит комсомольцам:
«... Мы очень рады
Кой - что проделать для страны.
Мы - победители бригады,
Но ею - мы побеждены».
А Граевский жучит приунывших ударников:
«Вы все работали, как львы,
Но дело - в знаньях, дело в стаже,
А рвение породили - вы...
Вся жизнь пред вами! Срок не мал.
И старики пока - что в силе.
Как приналягут - ой, гляди!
Вы лучше план бы обсудили!
Как стать вам снова впереди».
И бригадир Сорокин отвечает Граевскому:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.