Учиться - всем

Р Подольный| опубликовано в номере №778, октябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Год больших начинаний

Как это началось

За широким столом, покрытым красным сукном, сидят пятеро. Шестой, ради которого они собрались, Коля Дорохин, широкоплечий парень лет восемнадцати, переминается с ноги на ногу, нервничает.

Комсорг фасоннолитейного цеха Виктор Дубынин говорит не спеша, убедительно:

- Что же это, друг? Сплошные двойки по литературе. Любому другому поверили бы, что не дается. А ты в драмкружке первый актер, Гамлета играешь! Должен бы литературу любить. Ленишься, что ли? - И не требование, а просьба звучит в последнем коротком слове: - Объясни...

Николай с минуту молчит.

- Кое - чего и вправду не понимаю, ребята. Да не в этом беда! - И вдруг прорвалось наболевшее: - Я работаю и учусь, а иногда получается, будто никому до этого дела нет. Да вы и сами все знаете... Как последнюю двойку получил? Предложил мастер на часок - другой после смены остаться: задание срочное. Я - про школу, а он: «Что толку от твоего образования! Аттестат в рамке хочешь на стенку повесить? А здесь и деньги и практика...» - Николай обвел глазами товарищей, негромко признался: - Мне как раз тогда деньги были нужны. Не пошел на урок. А на следующий день меня, как назло, вызвали отвечать...

- Эх, Коля! - стремительно поднялась Нина Цуприянчик, машинист электромостового крана. - Деньги были нужны! А культура и знания тебе не нужны?!

- Нина права! - сказал Виктор. - Только Николай тоже верно сказал. Надо нам, комсомольцам, позаботиться, чтобы ничто не мешало учебе!

Комсомольцы долго советовались. Потом все пошли в партбюро. Побывали и у директора.

- За семилетку наш комбинат должен стать образцовым по автоматизации и комплексной механизации производства, - взволнованно говорил Петр Гриценко, секретарь комитета ВЛКСМ. - Без увеличения числа рабочих необходимо повысить производительность труда на восемьдесят процентов! Как же овладеть новой техникой без образования? Надо, чтобы все учились!

- Планы у нас действительно грандиозные! - поддержал секретаря директор комбината Н. Ф. Воронов. - Теперь все дело в грамотных, знающих людях. Давайте подумаем вместе, как помочь ребятам лучше учиться...

И вот появился не совсем обычный приказ. Теперь высший разряд мог получить только рабочий, имеющий среднее образование. Хочешь повысить разряд - переходи в следующий класс! Члены комитета комсомола вместе с комсоргами и начальниками цехов по-дружески беседовали с молодыми рабочими, советовали, куда лучше пойти учиться.

На совещаниях у директора начальники цехов докладывали теперь не только о выполнении плана, но и о том, как рабочие учатся. Специальные комиссии содействия школе, выбираемые молодежью, стали признанными помощниками командиров производства. Каждого учащегося члены комиссии взяли под постоянный контроль.

«С токарей инженерский диплом спросим...

... Красный уголок механического цеха, не уступающий по размерам иному клубному залу, переполнен. Над сценой - большой плакат:

Каждый трудящийся должен учиться,

Каждый учащийся должен

трудиться!

Александр Смоленцев, комсорг цеха, рассказывает, выйдя из - за стола президиума:

- Знаете, был со мной лет семь назад такой случай. Как - то раз инженеру в слесарке нужно было радиус круга измерить. Круг большой, в диаметре метров пять. Я, естественно, схватил рулетку. Инженер усмехнулся: «Ни к чему!» Вынул логарифмическую линейку, поколдовал две секунды - ответ готов. А сколько возни было бы с рулеткой, да и точность не та! Я месяца полтора потом думал, как инженер это сделал. Вот тогда и решил: во что бы то ни стало учиться! Нельзя без этого!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены