Взволнованно рассказывали рабочие и инженеры о настоящем и будущем своих цехов. Сколько появилось на комбинате новых приборов, машин! А что будет через несколько лет?!
Кто - то подумал вслух:
- Придет время - с токарей да слесарей инженерский диплом будем спрашивать. Век автоматики!
Этот год стал для рабочих Магнитогорского комбината началом двух семилеток: профком утвердил перспективный план повышения общеобразовательных и научно - технических знаний. За семь лет вдвое больше станет на комбинате рабочих со средним образованием. На вечерних и заочных отделениях институтов и техникумов будут обучаться три тысячи человек - в два раза больше, чем сейчас, а техническую учебу по повышению квалификации пройдут все работники предприятия.
На комсомольском активе было принято обращение ко всем комсомольцам и молодежи Магнитогорска. Запевалы похода за повышение знаний сказали:
- Для комсомольских организаций ныне нет более почетного дела!...
- «Оглянитесь вокруг себя, - читала обращение своим подругам разметчица механического цеха Лида Малова, - присмотритесь к своим товарищам на работе и дома; кто где учится, чем живет, какова цель его жизни. Возбудите в них желание учиться - и вы станете участниками большого дела. Если каждый привлечет в школу еще двух, это будет замечательным претворением в жизнь лозунга: один плюс два - миллионы учащихся школ рабочей молодежи».
Лида почувствовала: много можно сделать, если хорошенько взяться за пропаганду образования. Она долго говорила с подругами: Лидой Сорокиной, Валей Жуковой, Машей Барышниковой. И девушки поступили учиться.
Александр Смоленцев, комсорг механического, вместе с бригадирами допоздна засиживался в комнатах молодых рабочих. По совету комсорга решил подать заявление в институт один из лучших токарей комбината, Петр Салата. Поступил в десятый класс Роман Хафизов, взяли комсомольские путевки в школы десятки людей.
Прямо в «интернатах» - так называют в Магнитогорске молодежные общежития - организовали занятия по программе четвертого, пятого, шестого и седьмого классов. Теперь уже никто не пожалуется, что в цехе не знают, учится он или нет.
- Сейчас в механическом цехе триста учащихся, из них двести сели за парты в этом году, - говорит Александр Смоленцев.
«Каждый должен учиться» - это непременный пункт в обязательствах бригад, борющихся за звание коллективов коммунистического труда. Вот, например, бригада мастера А. А. Лисенкова с третьей доменной печи. Сам Алексей Алексеевич учится на пятом курсе вечернего отделения Горнометаллургического института. За плечами у него школа рабочей молодежи, школа мастеров, два курса университета марксизма - ленинизма. Газовщик Иван Лычак - студент техникума. Машинист вагон - весов Николай Косаченко поступил на заочное отделение института. Слесарь Василий Танаев - десятиклассник. Горновой Ушаков и машинист вагон - весов Шеметов учатся в школе мастеров.
- Сейчас иначе нельзя, - убежденно говорит Лисенков. - В 1942 году в моем распоряжении было всего десятка полтора приборов, а сейчас уже за полсотни шагнуло.
Недостаточно привлечь в школу рабочего, надо помочь окончить ее. Директор одной из школ Владимир Васильевич Жабин рассказывает:
- С педагогической точки зрения, комсорги заменяют нашим ученикам родителей, а товарищи по работе - остальных членов семьи. Комсоргам мы сообщаем о неуспевающих, и комсомольцы приходят на помощь... Как-то мне принесли записку от Вити Токарева, коротенькую и грустную: «Владимир Васильевич, я заболел. Выйду из больницы, наверное, через месяц. Постараюсь догнать». Витя не просил товарищей зайти, но уже на следующий день в палату явились друзья - комсомольцы. Это был не просто визит к больному. Товарищи взялись регулярно помогать Вите. А ведь только тот, кто совмещал работу с учебой, знает, как дорог в этом случае каждый час...
* * *
Дважды в день звонок зовет на первый урок рабочих Магнитки. Утром - тех, кто трудится в вечерних и ночных сменах, вечером - работающих в дневных сменах. Из школьных предметов два особенно любимы учащимися. Один называется «Основы производства», он знакомит с планированием, экономикой и основными технологическими операциями в металлургии. Другой соответствует специальности молодого рабочего: для слесарей - это слесарное дело, для электриков - электротехника. Школа тесно связана с комбинатом, с его кипучей, трудовой жизнью. Преподаватели бывают в цехах, проводят здесь политбеседы, занятия с отстающими, а порой и кое - чему учатся у своих же учеников. Что же, это тоже идет на пользу!
Заметно возрос за последнее время культурный и технический уровень молодых рабочих. У большинства повысились разряды, значительно выросли заработки. Знания помогают трудиться творчески, с огоньком. И не случайно за последний год на комбинате число молодых рационализаторов увеличилось вдвое!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.