Воспоминания
БУРНЫМИ ВОЛНАМИ вздымаются и катятся к горному кряжу высокие сопки. Там, закрыв полнеба, его склон лиловеет, синеет и дальше прячется в непроницаемых туманах. Звонко стучат копытами полсотни коней. А зоркие глаза басмаческого разведчика блестят где - нибудь в высокой колючей траве или за выступом серой глыбы известняка, прощупывают каждого всадника. Оттого - то саратовский паренек с зеленым шлемом на затылке, вдруг забеспокоится, заерзает на седле и начнет пристально вглядываться в окрестность.
Больше недели гоняет уже эскадрон локайского курбаши Асатуллу между Вахшем и Кафирниганом 1). Славно издевается разбойник, пользуясь своими преимуществами. Его дозоры разъезжают на виду, на далеких сопках бывает виден весь отряд, но не догнать их нашим измученным долгим походом коням.
ПОЕДЕМ В КАРАГАЧ, - советует политрук, там у меня минг - баши 2) большой приятель, у него мы добьемся верных сообщений. Этому кишлаку Асатулла столько навредил, что они скорее других нам помогут. А так гонять - только лошадей замучим и себя изведем.
Минг - баши встретил хорошо. Отвел для отдыха помещение, достал дров, фуражу, продовольствия. А когда увидел, что мы за все платим тут же деньгами, - подобрел окончательно.
- Асатулла, ашна 3) сейчас в своем кишлаке, к мардже 4) ночевать приехал. Это семь верст отсюда за соленой водой. Только вам сейчас ехать не надо. Туман идет как раз на его кишлак. Утром можно будет пробраться, так что никто не заметит.
- Дело, говорит старик. - Надо дать отдых коням, да и самим обсохнуть.
В беседе, за пиалой чая у жаркого сандала, минг - баши рассказал, что приехавшие сегодня декхане видели в 10 верстах, у кишлака Шайтан Абат еще один отряд «Кизил Аскеров» на свежих конях. Видно, недавно выступили в операцию. Па и цель операции не загадка. К Асатулле завтра в его кишлак должны прибыть на соединение еще два курбаши. Помешать этому собирается новый отряд. По коням видно, что выступили они не издалека, скорее всего из N - ского Кавполка, который стоит в 20 - ти верстах.
Дела складываются все интереснее, можно басмачам устроить хорошую встречу.
Надо связаться, послать донесение в штаб, а нет никаких средств связи. Нет телефона, а красноармейца одного в такой местности не пошлешь.
Выход все же был найден. Локайский приятель помог и здесь.
ЭТО СТАРЫЙ испытанный способ связи в Локае. Пришел «надежный человек» в изношенной красной чалме, торопливо спрятал в глубину рваного халата аккуратно сложенный листок из полевой книжки командира и начал собираться.
Донесение бесследно исчезло среди дыр, торчащих кусков ваты и заплат. Безучастный ишак хладнокровно смотрел на сборы, перебирая ушами. Последние напутственные советы минг - баши, и гонец......не поскакал, нет, - медленно скрылся в тумане, откуда еще долго слышались его сердитые окрики на упрямого ишака.
Не торопясь, переберется он через высоты, переедет через соленую воду, потолкует по дороге со знакомыми, ко всему приценится на встречных базарах.
Но во - время прибудет в штаб, там поругается с часовым, разыщет обязательно военкома и передаст ему бумажку. Охотно повезет что - нибудь назад.
Тогда будет догонять разъезжающий эскадрон на безучастном осле. И догонит.
В общем «радио - ишак», как шутливо прозвали его красноармейцы, отбыл.
К густому туману прибавилась темнота.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.