КРАСНАЯ казарма - нецарская, не стадом скученным на нарах валяются красноармейские взводы. Шефская рука заботливо украсила казенную белизну стен плакатами красочными, портретами вождей и просто жанровой картинкой. Чисто в казарме: вместо нар - аккуратные койки с одноцветными одеялами, с бязевой наволочкой на подушке. Клубы с «подсекциями секций» и ленинские уголки. Там, как в фокусе, собрана вся культура красной казармы, вся ее многогранная самодеятельность.
Но и все же - ни ремонтом, ни взгрызающейся в темь казарменных сводов, «лампочкой Ильича» не развеять гнетущего наследия царизма - крепостную мрачность казарменных корпусов со слепыми коридорами, с угрюмыми палатами стойлами для былой серой скотинки, как «благодушно» окрестил царского солдата некий дряхлый генерал.
Лагерь, белый городок, город полотняный - летний клапан, отдушина.
Выход в лагеря - желанная любимая пора красноармейца.
Там под сенью палатки, на густых травах, в тени бронзовоствольных сосен и серебряных берез - ничто не напоминает о плесени казарменных стен, там «солнце шмалит так, что из кожи вон лезешь», там - спорт во всех видах, там, - если не речка, то самодельный душ, но там и учеба, серьезная учеба, трудная физически, практическая.
За воздух вольный, за ароматы травяные, за ласку солнечную - не жалко и поработать с винтовкой «сверхурочно».
И бодростью напитаны письма военкорские из белых городков, выросших тут и там на зеленом просторе красного союза.
Военкор пишет:
«Удивительно красивое место выбрал себе наш лагерь. Роща из дубов и лип на крутой горе. В центре - полянка, на ней - монастырь. Бывший...
Теперь здесь кипит жизнь не та, что прежде. С утра до вечера шумно проходят учеба и развлечения. Стройно идут роты на занятия, с песнями. Весь день - в поле, Обеденный перерыв... у кухни - бывшей церкви - очередь с котелками; у кооператива, примостившегося на паперти - толпа. В библиотеке полно народу - читают свежие газеты...
После занятий и ужина идем гулять в лес, поросший орешником. Вот и поверка. Оркестр сыграл «зорю». Пятиминутный гвалт от выкриков «я, есть», и - «Интернационал».
Второй военкор - художник курсантского пера такими красками живописует будничное утро.
«Солнце только еще засеребрило березовую рощу, забегало зайчиками по палаткам и заиграло на вышке, близ аэродрома. Развернулся очередной денек учебы, развернулись по дороге к стрельбищу с веселыми песнями строи курсантов»...
А вот и деловые картинки учебы. Энский радиобатальон «на скорость» сворачивает мачту. Соответствующее военкоровское описание:
«Отделения на постановку мачты становись! - подает команду дежурный.
Быстро построились на линейке, подошли к мачте, рас - читались.
Короткая команда: «К свертыванию», и пять номеров первого отделения разбежались по своим местам: к оттяжкам и мачте, и начинают «свертывать». Пять номеров второго отделения с катушками в руках бросились сматывать лучи антенны и противовеса. Дежурный радист и механик снимают палатку и приготовляют к походу аппаратную и машинную двуколки. Через двадцать пять минут мачта свернута, все готово к выступлению в поход.
Короткий пятиминутный отдых.
- К развертыванию приступить - раздается команда».
Стрельба, мишени на «операционном столе» - на стрельбищном поле:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Воспоминания