«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно».
Н Ленин.
С ЭТИМ лозунгом приступила к работе в 1920 г. ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России, - наметив создание электросети для обслуживания нарождающейся советской промышленности.
Что такое план электрификации? - Это мощная сеть электропроводов, охватывающих всю страну, с сооружением центральных электрических станций, с использованием всех возможных водно - электрических станций, с использованием всех возможных водно - электрических запасов, с передачей тока в города, городки, фермы и т. д.
50 лет назад не предвидели еще возможности посылать электрическую энергию на большие расстояния, и электрическая сеть лепилась в непосредственной близости от станции. 40 лет назад во Франции была совершена первая передача - 100 лош. сил на 50 километров (при напряжении тока в 6.000 вольт). При этом потеря энергии в передаче составляла 50%
30 лет назад, в Америке, первая гидроэлектрическая станция передала энергию на 15 миль по медному проводу для освещения зала, где был банкет в честь открытия станции. Теперь же при передаче на 350 килом., при напряжении в 60 000 вольт потеря составляет всего 25%. С повышением напряжения можно добиться, что потеря будет сокращена до 10 - 5%. Электрификация представляет много выгод и интереса как для науки, так и для промышленности, но самая большая выгода - это значительное понижение стоимости электрической энергии. В этом вопросе мы можем привести цифры из нашей русской практики. С пуском в ход Волховстроя (в 1926 г.) можно будет установить значительное понижение тарифов на электроэнергию за 1 киловатт - час 1), а именно: освещения с 1,5 к. до.... 1,2, к. промышленности с 9 к. до 3.2, трамвая с 6 до 3 к., в то время как сейчас наши заводы платят за энергию от 7 3 до 9,5 коп. за киловатт.
Промышленный тариф на энергию сократится в 21/2 раза, промышленность станет на путь широкой механизации и электрификации, а это поведет к повышению производительности труда и удешевлению продукта производства.
Установки для электрификации превосходят своей мощностью все существовавшие до сих пор машины.
Самая мощная динамо - машина, питаемая углем, находится на Рейнско - Вестфальской станции; она вырабатывает ток мощностью в 50.000 киловатт и пожирает в день 90 вагонов угля. Она развивает силу в 80 000 лошадиных сил и обслуживает весь Рейнско - Вестфальский промышленный район.
Самая большая водо - турбина находится на водопаде Ниагара (Америка). Мощность ее 70.000 лошадиных сил и поглощает она в секунду 99.000 кубических метров воды.
Эти «лошадиные силы», переведенные на «человеческие», дают понятие о колоссальности энергии. Сила человека - 1/13 силы лошади и, следовательно, для проведения в движение Ниагарской турбины надо было поставить на работу миллион человек, при условии непрерывности труда.
Подобные турбины в 80.000 л. с. уже являются пределом в технике, не потому, что нельзя соорудить машины большого размера, а благодаря невозможности перевести их на место установки при современных условиях транспорта.
Эти колоссальные турбины перерабатывают в электрический ток энергию рек, водопадов и энергию, скрытую в топливе, чтобы затем по проводам распределить ее по фабрикам, заводам, городам и т. д.
Задача современной техники - передать эту энергию на возможно далекое расстояние, ибо с увеличением расстояния соответственно увеличивается и площадь обслуживаемого района.
Самым выгодным явилась бы, конечно, установка центральной электростанции у источника природного топлива, напр. каменноугольной шахты, на нефтяных промыслах. Этого, во - первых, избавило бы от расхода на перевозку угля и дало бы возможность использовать все угольные отбросы; но туг возникает затруднение: необходимость иметь на месте много воды. Ибо паровая динамо требует от 400 до 500 тонн воды на каждую тонну угля, сожженного на станции и некоторые электростанции используют больше воды, нежели расходует городской водопровод для снабжения населения водой.
Америка считает, что базой ее электрификации явится все - таки электричество, добытое при посредстве каменного угля, ибо водяная энергия может по подсчетам дать всего 55 030.000 лош. сил.
Обе энергии - каменный уголь и белый уголь (водяная энергия) дадут в соединении необходимую для американской промышленности энергию; намечена уже и передача ее на 600 миль, при помощи станции - подставы, расположенной на половине этого пути.
В России план электрификации наметил сооружение 7 мощных электрических станций: Волхов - строя «Красный Октябрь» - для Ленинградского района, Шатурстрой и Кашира - для Московского района, Штеровская - для Донецкого каменноугольного, Балахнинская - для Нижегородского и Кизеловская - для Уральского.
Общая мощность этих станций (около 50% их общей мощности) достигнет к осени 1926 г. - 160.000 киловатт Работы по сооружению этой 1 - й части обойдутся в 140 млн. руб.
Мы сделали уже многое для далекого Урала в вопросе электрификации. Кизеловский район - залежи угля - играет большую роль для горной промышленности края. Залежи тянутся на 45 верст, и Кизеловская станция, воспользовавшись водяной энергией реки Косьвы, обслуживает уже все копи: поднимает, сортирует, развозит уголь, откачивает воду из заложенных шахт, освещает ремонтные мастерские и т. д. Работы начались в 1921 г. и, несмотря на тяжелые климатические условия (зимою морозы 45°, а летом - палящий зной) станция дает уже 6.000 киловатт (в окончательном виде будет давать 40.000 киловатт.).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.