У меня шестьсот миллионов друзей

Сергей Сустретов| опубликовано в номере №705, октябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, шестьсот миллионов друзей... В этих словах нет преувеличения. Сергей Сустретов, кузнец Московского автозавода имени И. А. Лихачева, недавно побывал в Китае. Там он подружился с замечательными людьми, воочию увидел, как они трудятся, как строят новую жизнь, многим из них помог добрым советом...

Редакция попросила Сергея Сустретова рассказать о своей поездке в Китай.

Еще вчера утром я штамповал на своей горизонтально - ковочной машине шаровую опору, одну из трех тысяч деталей грузового автомобиля. Еще вчера товарищи - автозаводцы говорили мне на прощание: «Передай привет чанчуньским кузнецам, помоги им, как только можешь... А сегодня я уже лечу к ним, к моим далеким друзьям, и под крылом самолета тянется нескончаемая гряда гор, прочерченных извилистой линией Великой Китайской стены.

Наконец самолет приземлился на пекинском аэродроме. Как выразить словами впечатление о первых встречах, как передать сердечность рукопожатий и дружескую теплоту улыбок!... У меня в записной книжке сразу же появились десятки иероглифов - фамилии и адреса моих новых друзей. Вот автограф Цун Мына - инженера кузнечного цеха Шанхайского турбинного завода. Вот конверт с заранее написанным адресом: «Город Тяньцзинь, пружинный цех рессорно - пружинного завода, Ма Цзунляну». А вот запись, сделанная кузнецом Нанкинского авторемонтного завода Яо Лянь - шенем. «Обязательно приезжай, - сказал мне этот кузнец, возвращая записную книжку. - Найти наш завод очень просто: он на центральной улице».

Приглашений оказалось так много, что если бы мою полуторамесячную командировку продлили на целый год, все равно не удалось бы побывать у всех этих приветливых и гостеприимных людей.

В этот день на аэродроме было очень людно. В Пекин съезжались представители предприятий из всех провинций страны - делегаты Всекитайского слета передовиков машиностроительной промышленности.

Слет проходил в исключительно теплой и в то же время деловой обстановке. Разговор главным образом шел о том, что надо делать для того, чтобы опыт лучших тружеников стал достоянием всех рабочих и инженеров.

Как специалиста по горячей штамповке меня пригласили принять участие в работе кузнечной секции. Во время перерывов мы с китайскими товарищами отправлялись на столичные предприятия. И на станкостроительном и на заводе сельскохозяйственного оборудования - везде, где нам довелось побывать, кузнецы просили показать советские методы работы. Они задавали столько вопросов, что переводчик Лань Бо - чи, или Саша, как он называл себя, едва успевал записывать их.

- Почему вы уменьшаете груз на противовесе, тогда как мы увеличиваем его?

- Какой силы должна быть водяная струя при охлаждении штампа?

- Как за один нагрев заготовки штамповать две - три детали?

- Что дает повертывание заготовки в ручье штампа и на сколько градусов нужно поворачивать ее?

Я старался отвечать как можно понятней и проще. Китайские товарищи внимательно прислушивались к каждому слову, стараясь все записать в свои блокноты.

В перерывах между заседаниями и работой секции Лань Бо - чи знакомил меня с достопримечательностями города. Я любовался чудесной архитектурой китайской столицы, с восхищением осматривал дворцы и храмы, воздвигнутые много веков назад трудолюбивым и талантливым китайским народом. В один из свободных дней Лань Бо - чи повел меня в бывший летний дворец императора. По словам моего спутника, дворцовый парк раскинулся на площади в триста с лишним гектаров. Две трети этой обширной территории занимает искусственный пруд. Из земли, вынутой при его сооружении, образовалась громадная гора, на вершине которой воздвигнуто прекрасное здание - «Храм неба».

Если в далекой древности подневольные люди создавали такие чудеса, то нетрудно себе представить, на что способен китайский народ теперь, когда он работает на себя.

В степи под Чанчунем

Вскоре я собственными глазами увидел, как много может сделать освобожденный народ. Это было в Чанчуне, в городе, где построен первый в Китае автомобильный гигант. В его проектировании принимали участие наши инженеры. Советские специалисты помогали также китайским товарищам и в освоении новой техники. В нашем кузнечном и других цехах прошли производственную практику сотни рабочих, техников, инженеров, приезжавших к нам из Чанчуня. Мне хотелось скорее встретиться с ними, посмотреть, как они овладели новым делом.

Автозавод называется чанчуньским, хотя он расположен не в самом городе, а в тринадцати километрах от него. Миновав пригороды Чанчуня, наша машина выехала на дорогу. Через некоторое время мы увидели в степи высокий каменный обелиск. На его вершине гордо распластал крылья краснозвездный самолет. Это памятник доблестным советским летчикам, погибшим в 1945 году в борьбе за освобождение Китая от японских империалистов. Радостно сознавать, что наш народ помог великому китайскому брату стать хозяином своей страны, а теперь помогает ему строить новую жизнь.

... Подъезжаем к автозаводу. Все резче, все четче вырисовываются строгие линии корпусов. Даже не верится, что всего лишь три года назад, а июле 1953 года, здесь еще была голая степь.

И вот мы уже на заводе. Снова дружеские встречи, крепкие рукопожатия, новые знакомства. Впрочем, здесь у меня оказалось немало и старых друзей и даже земляков. Когда я шел по просторному заводскому двору, меня кто - то окликнул. Представьте мою радость, когда, обернувшись, я увидел нашего автозаводского цехового инженера Игоря Леонидовича Милославского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены