- Какими судьбами? - удивился он.
- Да вот приехал посмотреть.
- Начнешь с кузницы? Пошли!...
Прямо скажу, кузница мне очень понравилась. Высокая, светлая, чистая, оснащенная совершенными молотами, прессами, ковочными машинами, она производила самое хорошее впечатление. На многих прессах я увидел знакомую марку «ЗИЛ» - они построены в ре - монтно - механическом цехе Московского автозавода. Вот сварной пресс давлением в 725 тонн. Вид у него весьма внушительный: высота этого гиганта - 13 метров, а вес - 215 тонн. Он сооружен коллективом участка мастера Пеше - хонова. Литые двухколенчатые и одноколенчатые прессы, гидравлические и мощные механические наклоняемые прессы тоже созданы дружным коллективом ремонтно - механического цеха нашего Московского автозавода.
С большим удовольствием я сообщил китайским кузнецам, что москвичи скоро построят для них пресс мощностью в 3 500 тонн. Эта громадина высотой с четырехэтажный дом и весом в 780 тони будет штамповать рамы для, китайских грузовиков.
У молотов и нагревательных печей я то и дело встречал китайских товарищей, С которыми познакомился еще в Москве. Они улыбались и по - русски приветствовали меня:
- Здравствуйте!
Я отвечал им по - китайски:
- Ни хао!
Около молота, производящего одну из самых крупных деталей автомобиля - балку передней оси, - я увидел наладчика Ивана Васильевича Александрова. Мой московский товарищ был занят регулировкой штампа.
- Старайся, как для Ушкалова стараешься! - пошутил я.
Услышав фамилию нашего лучшего кузнеца, Иван Васильевич улыбнулся:
- Будут и в Чанчуне свои Ушкаловы!
Я верю, научится работать по - ушкаловски и молодой кузнец Ди Нань, с которым я подружился сразу же после первого рукопожатия. Как и другие чанчуньские товарищи, этот скромный человек с умными, внимательными глазами очень пришелся мне по душе.
- Покажи нам, как ты работаешь, - попросил Ди Нань и повел меня к своей ковочной машине.
Тотчас же нас обступили рабочие. У всех были наготове блокноты и автоматические ручки; через несколько минут на листках бумаги появятся иероглифы и чертежи...
Мы с Ди Нанем работали попеременно. Первым встал за ковочную машину китайский кузнец. Дело у него шло совсем неплохо, разве только немного медленно. А получалось это из - за лишних движений. Со стороны, говорят, всегда виднее - и мне вскоре стало ясно, на каких именно операциях Ди Нань теряет драгоценные секунды. Ковочная машина, на которой работает Ди Нань, точно такая же, как та, которую обслуживает наша бригада. И деталь, которую предстояло штамповать, тоже была мне хорошо знакома - разжимной кулачок. Я проверил машину на холостом ходу: стук был ровный, четкий, ритмичный. Одним словом, сделал все так, как советовал мне несколько лет назад мой наставник, кузнец первого класса Михаил Федорович Ушкалов.
- Когда пройдет десять минут, тотчас же сообщи мне, - попросил я переводчика.
Лань Бо - чи взял у одного из инженеров хронометр и засек время.
В эти незабываемые минуты я чувствовал себя так легко и свободно, будто находился не за тысячи километров от дома, а в нашей московской кузнице. Нагревальщик, подчиняясь заданному мною ритму, ловко подавал раскаленные заготовки. Из каждой мы успевали с одного нагрева делать три детали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.