Повесть о приключениях капитана Дементьева (Продолжение. Cм. «Смену» №№ 17 и 18)
Гитлеровское командование готовилось к эвакуации своих дивизии, окруженных в районе портового города Н. В этот город под видом немецкого офицера Рюкерта со специальным заданием был сброшен на парашюте советский разведчик капитан Дементьев.
Явочная квартира местного жителя Павла Арвидовича, где для Дементьева был приготовлен радиопередатчик, оказалась занятой. Устроившись на время в гостинице, Дементьев знакомится с немецким майором Занделем и продолжает искать для себя квартиру. Разведчику удается поселиться в одной из комнат вдовы местного художника А. Рубиса, после чего он начинает собирать сведения о готовящейся эвакуации. Для успешного выполнения задания ему необходимо иметь доступ на оперативный причал, где производится погрузка войск. Дементьев, хитро завоевав доверие майора Занделя, решает прибегнуть к его помощи. Майор Зандель предлагает Рюкерту работу и приводит его в кабинет Мельха - начальника отдела по организации гражданского тыла.
Дементьев невольно посмотрел на Занделя: «Неужели он успел сказать Мельху об их разговоре за завтраком?» Но Мельх, перехвативший взгляд Дементьева, расценил его по - своему:
- Вы, я вижу, не понимаете моего вопроса. Поясню. Вакансия, на которую вы претендуете, освободилась как раз потому, что занимавший ее офицер пришел, видите ли, к выводу, что единственная национальная ценность, которая здесь осталась и которую необходимо срочно вьгеезти в Германию, - это его собственная персона. - Мельх долго смеялся и все подмигивал Занделю, а тот одобрительно улыбался. Внезапно оборвав смех, он повернулся к Дементьеву. - Кто вас знает, кто может рекомендовать? Дементьев печально усмехнулся:
- Кто может знать солдата? Если командир моей восьмой дивизии выберется из пекла, как выбрался я, он скажет вам обо мне, что я «солдат как солдат». Эта характеристика была у генерала Фельдмайера самой высокой.
- Так вы из дивизии этого старомодного чудака?
Дементьев резко поднялся и сказал:
- Господин Мельх! Где бы я ни служил, кто бы ни был моим командиром, имя командира для меня свято, а его приказ - закон. И я никому не позволю третировать моего командира, за которого я готов идти на смерть.
Дементьев сделал этот смелый ход и впился преданными глазами в Мельха.
Расчет Дементьева был в общем прост. Во - первых, разговор о связях и знакомствах лучше прекратить: здесь легко допустить промах; во - вторых, он решил, что Мельху больше всего по душе должен быть вот такой преданный служака, готовый выполнить любой его приказ.
Дементьев не ошибся в этом своем расчете. Мельх вскочил с кресла и, показывая Занделю на Дементьева, с пафосом воскликнул:
- Вот такие офицеры и спасут Германию! Попомни, Зандель, мои слова!
Дементьев, внутренне ликуя, решил продолжить игру.
- Я прошу вас, господин Мельх, - сказал он с допустимой дозой строгости, - взять обратно ваши слова о командире восьмой дивизии генерале Фельдмайере.
- Беру, беру. - Мельх дружески похлопал Дементьева по плечу. - Беру, славный капитан рейха. Ваш командир - герой, раз он воспитал таких офицеров...
Оформление приказа не заняло и получаса. И вот Дементьев снова пришел в кабинет Мельха, но уже без Занделя. Начальник отдела встретил его сухо, даже не пригласил сесть. Больше того, он огорошил Дементьева совершенно неожиданной просьбой:
- Расскажите мне о материальном положении вашей семьи.
Но Дементьев разгадал ход мыслей Мельха.
- У меня семьи, очевидно, нет, - просто сказал он. - Мать и жена оставались в Берлине, уже семь месяцев я не получаю от них писем. Мое личное состояние все при мне, - Дементьев улыбнулся, - и больше мне ничего не надо... кроме победы над врагом.
- Прекрасно, - сорвалось у Мельха, но он тут же смущенно засуетился и добавил: - Я, конечно, горю вашему сочувствую, но война, капитан, есть война. Где вы живете?
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.