В тютчевском переводе из Шиллера сказано: «миросоздания неконченное дело». Да, мир Тютчева не замкнут, он весь динамика, весь становление, весь в поступательном движении.
Этим и близок Тютчев мне, человеку XX века, века неслыханных открытий, научных дерзаний, века покорения космоса. Он дорог тем, что вселяет ощущение беспредельности мира, его величия, его тайны. С одной стороны, сам умевший трепетать перед бескрайним звездным небом, он умеет и читателя заставить трепетать; с другой стороны, он, проникающий в глубь человека, заставляет читателя прислушаться к голосу внутри себя.
Эйнштейн писал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, — это ощущение тайны. В ней — источник всякого подлинного знания. Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом».
Ценность человека определяется этой способностью восторгаться и изумляться. Этой эмоцией, этим «космическим чувством» Тютчев был наделен, как никто другой.
В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль, иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.