«Уралочка»

Лина Тархова| опубликовано в номере №1114, октябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

После концерта чабаны подносят «артистам» гору окутанной паром баранины. Над ребятами белое солнце, синее небо, вокруг бесконечная степь. Они хмелеют от степного ветра и запаха жареного мяса. Мир Кажется огромной голубой юртой... Этого вы искали на астраханской земле, студенты?

И этого тоже. Бойцы отрядов «Уралочка-71» и «Уралочка-72» нарассказывали чудес.

По рыжей астраханской степи, говорили ветераны, бродят неисчислимые гурты овец; чабаны зимой и летом живут с семьями на «точках», отдаленных друг от друга десятками километров.

Среди этой степи есть огромная впадина, настолько туго набитая солью, что по ней без всякой опаски движутся тяжелые тракторы и автомобили. Таково озеро Баскунчак. Осенью, когда лад солью воявится небольшой слой рапы (воды, перенасыщенной солью), на озеро спускаются уставшие в перелете утки. От рапы крылья птиц тяжелеют, утки с трудом добираются до солевой тверди, и тут их собирают, как арбузы на бахче.

А арбузы астраханские... Они звенят от спелости и, если ударить о колено, точно бомбы, взрываются красным пламенем...

Про эту экзотику бывалые бойцы рассказывали между прочим. Главное же, чем они гордились, — трудовая слава «Уралочек» 71-го и 72-го годов, первенство среди всех студотрядов Владимировского района, которое башкирские студенты завоевывали два года подряд. Очень гордились ветераны безупречной дисциплиной своих отрядов. Но в головах жаждавших романтики младшекурсников информация укладывалась в другом порядке: сначала необычайное, потом все остальное.

Младшекурсники, как пришитые, ходили за Шамилей Каримовой (комиссаром обеих «Уралочек») и спрашивали, когда будет запись в новый отряд. Желающих набралось двести человек, а нужно было всего семьдесят. Самых достойных и самых крепких отобрали специальные комиссии.

В «Уралочке-73» оказались почти сплошь студентки первых и вторых курсов (парни и старшекурсницы охотнее записывались в стройотряды, а «Уралочка» вот уже третий год собирает овощи в колхозе Владимировского района, Астраханской области). Среди смуглых симпатичных бойцов отряда с косичками и модными стрижками сразу выделялся длиннющий, худой Хамит Исхаков. Он в третий раз записался в «Уралочку» и, как признался друзьям, мечтал бы быть вечным ее бойцом. Около него вились три школьника — вот и вся мужская часть отряда. (Наверное, поэтому в «Уралочке» полный матриархат — все командные должности принадлежат девушкам.)

Семидесяти счастливчикам предложили ответить на анкету. Один из вопросов был: почему вы записались в студотряд? Причин у каждого нашлось несколько, но самая первая: «испытать себя», «узнать настоящую студенческую жизнь и дружбу». Причем испытать себя обязательно вдали от родного дома, который, видно, нежит, балует и расслабляет мускулы. Студенты шутят, что производительность труда отрядов прямо пропорциональна расстоянию от дома. Это шутка, а вот реальный факт: у местных студентов выработка на 10 — 20 процентов меньше, чем у приезжих. Это загадка не только для психологов, но и для родителей.

Не случайно, видно, одна студентка записывается в отряд, «чтобы быть самостоятельной и самой заработать деньги», другая мечтает «уехать далеко-далеко от мамы, чтобы очень соскучиться». Третья «хотела искупаться в Волге и наесться вволю арбузов», четвертая — «загореть и приехать красивой».

Все эти причины, включая и самые последние, представляются серьезными и уважительными. Разве не серьезно хотеть быть красивой в 18 лет? И разве не самый благородный и трудный путь к этой цели — загорать, работая на овощной плантации?

Каждый боец «Уралочки», ответивший на анкету, имел свой резон записаться в отряд. Остроумнее всех причину появления в селе по имени Удачное уфимских студентов педагогического института выразил некто, написавший: «Моя главная цель — убедиться, что Волга действительно впадает в Каспийское море».

Все они жаждали узнать жизнь не по учебнику, в мыслях обставляя это узнавание загаром, арбузами, экскурсиями на Баскунчак и, конечно, работой.

...В три часа ночи их встретили на станции Верблюжья. «Уралочка-73» была потрясена теплотой этой встречи. Где встречающие нашли цветы? Ведь в Удачном цветов почти нет... По перрону ходили удачинцы, и отовсюду слышалось: «Ира! Ты приехала!» «А где же Шамиля, куда вы Шамилю подевали?» «А ты еще длиннее стал. Сейчас вспомню, как тебя зовут. Хаким. Нет? А, Хамит, ну, конечно, Хамит!»

В этот день председатель колхоза Евгений Павлович Панасенко зачислил бойцов отряда «Уралочка» в овощеводческую бригаду.

Дневное задание на каждого бойца: прополка — 3,2 сотки, сбор томатов — 120 килограммов. «Уралочки» прошлых лет меньше чем на 120 — 130 процентов норму не выполняли.

...На свекольном поле каждый получил по мотыге. И те, кто приехал сюда впервые, быстро овладели древнейшим орудием труда. Пололи свеклу.

— Девочки, свекла как будто вздыхает, когда ее освобождаешь! — несется ликующий крик. И все тоже что-то восторженно вопят. Они еще не знают, что, если хочешь сделать норму, силы нужно экономить на всем; даже кричать — большая роскошь.

Объявляется конкурс на лучшие предложения по усовершенствованию мотыги. Опять смех, радостные вопли.

И вдруг небо закрывает огромная туча, полная недоброжелательства. Начинается ливень.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены