Тындинский перекресток

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1170, февраль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нагорный строят комсомольцы, приехавшие из Орла, Иванова, Донецка, Якутска. Бригады здесь называются отрядами, и между ними идет упорное соревнование. В честь лучшего отряда в центре поселка еженедельно поднимается красный флаг.

– Большинство ребят считает, что флаг поднимают не только в честь отряда, но и в честь их родного города, – рассказывает комсорг орловского отряда Саша Масляков. – В общем, думаю, правильно считают. Поэтому и соревнование между отрядами проходит действительно по-боевому. Каждому хочется хоть чем-то прославить свой город.

На двери кабинета начальника строительно-монтажного поезда Юрия Николаевича Николаева висит деревянная дощечка: «Прием всех в любое время», Но на прием к нему приходят редко: он сам весь день проводит на объектах и едва ли не с каждым рабочим встречается ежедневно.

– Чем не Дерибасовская?! – спрашивает Николаев, показывая главную улицу поселка. Большинство домов на этой улице построено из типовых деталей, из обычных деревянных щитов, но Николаев «чуть-чуть» менял проект – и обычный дом превращался то в уютный, красивый клуб, который и дворцом именовать не зазорно, то в оригинальную гостиницу, то в симпатичное кафе. Как истинный одессит, Николаев считает свой город «самым-самым», но весь свой талант строителя он отдает сейчас маленькому поселку на юге Якутии. Поэтому он так же ревниво относится к Нагорному, как Мучицин к Тынде. – Правда, наш поселок самый красивый?

Надежда Руденко, председатель поселкового Совета депутатов трудящихся, произнесла ту же фразу, но только без вопросительного знака. У нее на этот счет нет никаких сомнений. Может быть, потому, что она сама здесь с первого колышка и поселок вырос на ее глазах.

Надя работала в Сковородино, Амурской области, почти ежедневно встречала строителей, приехавших на БАМ из разных уголков страны, и страшно переживала, что местным ребятам не дают почему-то комсомольских путевок. Она и в райком ходила и в обком ездила, соглашалась на любую работу – только бы на строительстве магистрали. И своего добилась.

Когда в Нагорном состоялись первые выборы в местные Советы, ударника коммунистического труда Надежду Руденко избрали депутатом, а на первой сессии – председателем поселкового Совета.

– Во время выборов у нас было девятьсот избирателей, а сейчас население выросло до трех тысяч. И это всего лишь за полгода. Наверное, такими темпами не растет ни один город в стране, – с гордостью говорит Надежда, – Сейчас мы объявили конкурс среди строителей – будем давать названия нашим улицам.

– У главной уже есть название, – улыбнулся бригадир Анатолий Платонов, вместе с которым мэр Нагорного начинала создавать этот поселок. – Все ребята называют эту улицу Николаевским проспектом.

– А может быть, назовем ее Якутской?..

Отряд «Якутский комсомолец» прибыл на строительство магистрали весной 1974 года.

– Задание у нас было предельно простое, – вспоминает бригадир якутских строителей Анатолий Климов, – привести дорогу в нашу северную республику.

Якутские комсомольцы строили жилые дома и мосты, рубили просеки и прокладывали автомобильные дороги. По сути дела, их отряд в течение двух лет десантный. Начинали они со строительства станции Беленькая, потом работали в Тынде, заложили поселок Могот, а затем первыми из строителей БАМа высадились на землю Якутии.

– Нагорный мы построили, – говорит один из ветеранов климовской бригады, Алексей Макаров. – И скоро будем перебираться дальше на север, поближе к Беркакиту, конечной точке нашей магистрали.

В вагончике над кроватью Леши Макарова висит большой портрет Николая Островского. Этот портрет молодым строителям вручили Николай Иванович Жеребецкий и Даниил Александрович Лавренко, работавшие на строительстве знаменитой Боярской узкоколейки вместе с Николаем Островским. А рядом с портретом пламенного коммуниста и писателя любительская фотография Гути Копыловой, теперь уже Макаровой. Почти два года работают они рядом, переезжая с места на место, строя новые поселки и города. Гутя живет в соседнем вагончике, но встречаются они не каждый день – Алексей чаще всего и ночует там, где работает, – на просеке. Руководство СМП однажды предложило молодоженам комнату, но Гутя и Алексей дружно отказались. «Комната могла бы привязать к этому поселку, – смущенно поясняла Августина Макарова. – А нам уже пора начинать конечную станцию – Беркакит».

На север от Нагорного тянется просека, проложенная якутскими комсомольцами. Сейчас на ней хозяйничают механизаторы: сплошным потоком тянутся машины с грунтом, с каждым часом удлиняется земляное полотно.

Песчаный карьер на замерзшей реке Тимптон заполнен гулом тяжелых машин. Экскаваторщик Виктор Бояршинов работает так, что залюбуешься, каждое движение у него выверено и рассчитано.

– На каждом цикле Виктор экономит около шести секунд, – с уважением рассказывает о товарище шофер Володя Гаврилец, – а посчитайте, сколько это выходит за день, если он за смену совершает примерно тысячу циклов.

Вот из этого времени, которое экономится мастерством экскаваторщика и водителей, входящих в бригаду Бояршинова, и родилось социалистическое обязательство рабочих механизированной колонны № 156: на месяц раньше срока закончить отсыпку земляного полотна на участке Нагорный – Золотинка.

Здесь, на БАМе, механизаторы впервые применили подрядный метод строительства трассы. Раньше они работали так: экскаваторщик грузит, шоферы возят, учетчики учитывают количество рейсов, а мастера ежедневно закрывают наряды. Система весьма хлопотная и не исключающая неточности: неполная загрузка автомобилей, ошибки и даже сознательные приписки. Теперь все иначе. Бригаде заранее выдается наряд – задание на сооружение участка земляного полотна с учетом категории фунта, расстояния до карьера и так далее. Словом, составляется смета, из которой видны затраты времени, средств и в конечном итоге – заработная плата каждого механизатора, входящего в состав комплексной бригады. Если бригада при отличном качестве работ сдала участок досрочно, то за каждый процент сокращения времени против нормы ей причитается полтора процента надбавки к заработной плате, а при хорошем качестве работы – один процент.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены