В восемь утра в мастерской электрослесарей уже звенела дрель, сверкали лужи воды на полу – ребята накануне отъезда наводили порядок в мастерской, заканчивали, сооружение оригинального шкафа-автомата для хранения инструментов. Мастер Пантюхов о чем-то шептался с белоголовым пареньком.
– Думаем с комсоргом о подарках ребятам, чей день рождения приходится на время каникул, – пояснил он. – Мы обычно такие события отмечаем всей группой, иногда даже концерт для именинника устраиваем. А тут ребятам не повезло, без нас отмечать такое событие будут. Ну что, Володя?
– Может быть, электроплитку?
– Правильно. Пусть помнит, как зимой соорудил камин и чуть пожар в общежитии не устроил. Что это за электрик, если он технику безопасности нарушает! Ну, теперь уж не забудет, что к чему. А Николаю давай бритву подарим.
– Бритву?!
– Ему скоро понадобится. Приедет он домой, вытащит бритву, пожужжит немножко, и все сразу поймут – мужчина.
– Тогда и я себе бритву куплю.
– Ладно. Только о подарках до поры до времени не распространяйся.
Пантюхов любит ребят, переживает их неудачи во время экзаменов, хлопов; чет возле них, а вот разговаривает с воспитанниками всегда как с равными. Это, по признанию Игоря, «школа Алексея Силантьевича Егожи», которую прошел не один он. Правда, Игорю некогда казалось, что мастер только его выделяет из всех сверстников. Наверное, так теперь кажется и многим ученикам Пантюхова, хотя он порой не скрывает своего отношения к воспитанникам; «Не люблю сонных тихонь и тех, у кого руки неправильно приделаны, и еще таких, кому все безразлично: и грубо сработанная деталь, и двойка в дневнике. Стараюсь научить ребят изяществу в работе. Человек, любящий свою профессию, не сможет выполнить работу как придется. Влюбленный всегда талантлив».
Сам Игорь Пантюхов, несомненно, влюблен в дело, которому себя посвятил.
– Пантюхова, Мищенко, Поддубного и многих других наших лучших мастеров привел в училище Алексей Силантьевич, – говорит Матосов. – По его рекомендации я любого приму, не задумываясь. Он чувствует в человеке талант мастера, как счетчик Гейгера отмечает наличие самой малой дозы радиации.
Таких бы старших мастеров каждому нашему училищу.
Михаила Тимофеевича Матосова заботят дела не только собственного училища, но и всего центра в целом. По его мнению, четырех хороших соседей может объединять нечто большее, чем жилплощадь. И другие директора понимают, что новому содержанию требуются иные формы. Они представляют свое будущее в виде своеобразного объединения по типу возникших в промышленности. Это позволит улучшить медицинское обслуживание учащихся и эксплуатацию тех же общих коммуникаций, разрешит проблему транспорта и материально-технического снабжения, можно будет на новой основе вести и основную работу – подготовку рабочей смены. К примеру, зачем в каждом училище создавать мастерские газоэлектросварки, если на подготовке рабочих этих профессий будет специализироваться ГПТУ-35, которое могло бы часть своих выпускников направить на тракторный или станкостроительный завод, а ГПТУ-17 готовило бы наладчиков не только для подшипникового...
Харьковский центр профтехобразования, по сути дела, является эксперимен-тальным, но, быть может, следует утвердить этот статус официально. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными в первую очередь с изменением штатного расписания, утверждением единого руководства и единой кадровой политики четырех училищ.
И нужно как можно скорее изучить трехлетний опыт работы центра, потому что на ошибках учиться можно, но повторять их не следует. А возможность их повторения реальна: харьковский первенец заинтересовал многих. И это не просто дань моде – у таких центров больше возможностей для плодотворной работы, для специализации и кооперации, для удовлетворения нужд базовых предприятий в самых необходимых специалистах. Не случайно же Харьковский обком партии принял недавно постановление о строительстве еще одиннадцати комплексов, в одном из которых будет пять или больше профтехучилищ. Важно, чтобы этот комплекс был не пятерней, а сжатым кулаком, способным пробиться в будущее.
О Харьковском центре профтехобразования говорят сейчас не только специалисты. У здания, где расположена приемная комиссия ГПТУ-35 (кстати, у каждого училища сейчас своя приемная комиссия), я встретил группу девушек, приехавших в Харьков из разных концов страны.
Таня МИРОНОВА (Донецк). «Напротив моего дома тоже есть профтехучилище, но здесь учиться интереснее».
Лидия ЭРГУБАЕВА (Йошкар-Ола). «Услышала об этом центре по радио. Приехала, чтобы стать электриком».
Нина ВАВУЛА (Бобруйск). «Если уж учиться в ПТУ, так в хорошем».
Аня АБКАИРОВА (Ташкент). «Посмотрела по телевидению, как здесь живут мои сверстники, и решилась».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О молодом художнике Александре Шилове рассказывает лауреат премии Ленинского комсомола поэт Владимир Фирсов