— Мы сейчас говорим о фильмах эротических, по ошибке или неграмотности попавших под шапку «порнографии»... Но ведь существует же на кассетах откровенная «порнуха»! Так где же проходит рубикон между порнопродукцией и эротикой? Вы, как председатель комиссии экспертов, наверняка имеете большой опыт подобного рода работы.
— Я участвовал в более чем шестидесяти экспертизах по постановлению следственных органов и Прокуратуры Союза ССР. Мы используем три основных метода: первый — попадание под дефиницию, то есть определение экспертного материала по тематическим и жанровым критериям (порнографии, эротики и т. д.). Второй — экспертной оценки. Этот метод в искусствоведении заключается в определении степени и качества эстетического воздействия материала. И, наконец, третий — атрибуции и аналогии с уже классифицированным материалом. Он включает описание и поиск места материала в ряду уже классифицированных объектов (картин, фильмов и т. п.).
Основными признаками порнографического фильма являются:
1. Анонимность создателей фильма, отсутствие списка действующих лиц, исполнителей.
2. Автоатрибуция — отнесение фильма его создателями, прокатчиками, кинокритикой и специальной искусствоведческой литературой к классу «X» (порнопродукция).
3. Самоцельность показа сексуальных сцен вне какой-либо художественной задачи, то есть отсутствие концепции фильма и художественных принципов его построения, сюжета, интриги, контекста, дистанции; основное экранное время уделено показу в натуралистической форме физиологии совокупления; однозначность интерпретации изображаемых сцен; чисто условная связь отдельных сцен и эпизодов; персонажи — лишь символы пола, не несущие идеи и не имеющие характеров, которые заменены темпераментами; детализированная разработка и преимущественное использование крупного плана и направленного освещения при показе сцен полового акта, детализация изображения; демонстрация эрекции, оргазма и других физиологических состояний.
Вот по совокупности этих признаков и определяется отличие порнографии от эротики.
— Но означает ли это, что любого видеовладельца, который каким-то образом попал в зону внимания правоохранительных органов и у которого обнаружена кассета с порнофильмами, нужно непременно передавать в руки Фемиды? Ведь, насколько я понял, статья 228 предусматривает наказание лишь в случае «хранения с целью распространения ». Как это понимать?
— Очень просто. Например, если у вас десять видеокассет с одним и тем же фильмом, то вывод напрашивается сам собой.
— Ну, а если человек, у которого обнаружена порнокассета, говорит, что ему эти фильмы, скажем, в силу его физических и психических особенностей, помогают выполнять супружеские обязанности?
— Что ж, подобная версия не отрицается врачами-сексопатологами. Некоторые из них даже рекомендуют использовать порнографию для лечения гомосексуализма, импотенции...
Но любопытно другое: например, демонстрация порнофильмов жене считается распространением порнографии. И были в нашей практике случаи, когда жена, повздорив с мужем, писала в компетентные органы... жалобу на то, что супруг при помощи видеокассет и магнитофона развращает ее и тещу. Супруг после этого отправлялся в места не столь отдаленные.
— Как вы считаете, насколько пагубно влияние таких фильмов на психику советских граждан?
— Я убежден, что в каждом случае нужна дифференциация зрителей. Один и тот же фильм отразится по-разному, например, на психике искусствоведа и домохозяйки. В каждом конкретном случае нужен свой конкретный подход... Хотя в целом мне неприятен тот тон, каким написаны многие статьи о видеопродукции. Мол, от лукавого все это, ату ее! Упаси боже хоть глазком взглянуть! Почему такое недоверие к советским людям? Почему мы не хотим верить в их идеологическую и моральную стойкость?!
И особо удивительно, есть группы людей, которые априорно считаются не подверженными тлетворному влиянию той же порнографии: таможенники, эксперты, работники правоохранительных органов, дипломаты, журналисты-международники и т. д., то есть люди, которые по роду своей деятельности смотрят или могут смотреть фильмы с «клубничкой»? Одним словом, закон вроде бы есть, но не для всех. Нонсенс какой-то!
С другой стороны, статистика показывает, что каждый владелец видеомагнитофона видел, волею судеб, три-четыре порнографических фильма. И если учесть, что сейчас в индивидуальном пользовании находятся от одного до двух миллионов видеомагнитофонов, то невольно напрашивается вопрос: неужели все эти люди стали сексуальными маньяками или извращенцами?! Другое дело, когда видео используют для наживы на порнографии, для растления малолетних и т. д. В этом случае карать нужно беспощадно! Нов других — я за дифференциацию и гуманизм. Мы уже с лихвой хлебнули последствий политики тупого «запретительства». Однако пресса время от времени громыхает «обличительными» статьями: вот, мол, есть сведения, что там-то и там-то собираются и смотрят «порнуху», поэтому нужно усилить контроль и «соблюдение» социалистической законности. Плюс ко всему распространяются средствами массовой информации и слухи о каких-то фантастических штрафах, которые якобы вынуждено платить государство за показ «незакупленных» фильмов в кооперативах, молодежных центрах и т. д. Наша группа специально справлялась в ВААП и получила информацию о том, что никаких претензий со стороны западных фирм никогда не поступало.
— Я, помнится, тоже слышал или даже видел по телевидению нечто подобное. Где же источник этих «санкционированных» слухов?
— Дело, видимо, в том, что эти слухи выгодны государственным организациям, потому что сейчас огромный кусок видеопирога отобрали различные кооперативы, центры досуга, комсомол. Эти организации знакомят зрителей с зарубежным кинематографом, преимущественно с его лучшими произведениями... И, естественно, ничего плохого в этом нет, потому что наш кинопрокат пока еще не справляется с поставленной перед ним задачей. Наши кинолюбители до сих пор находятся по отношению к всемирному кинопразднику в положении Золушки. Так пусть хоть общественные организации этим занимаются!
Тем более что ВААП уже осуществляет прием и отчисление авторских процентов, и поэтому юридических оснований для исков и штрафов со стороны фирм — производителей фильмов — не имеется и иметься не может, но миф запущен и продолжает витать над головами облеченных властью чиновников.
— А что же делают в этой ситуации государственные организации?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть. Окончание. Начало в №5
Михаил Зощенко: «имел несчастье родиться сатириком...»
Корреспондент «Смены» Сергей Каленикин беседует с доктором философских наук, профессором Масхудом Джунусовым