Царицынские тайны

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1439, май 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Крепка-то она крепка, а время (да и времена, конечно) делало свое дело. Словом, к началу нашего века пришло Царицыно в запустение — по причинам, как мы выяснили, невыясненным. Но невольный этот каламбур, которым вынуждены мы закончить первую часть нашего повествования, не должен настраивать читателя на веселый лад, тем более что

Часть вторая

не будет веселее, список неразгаданных тайн продолжится, хотя речь пойдет сначала о временах нам близких, а потом и о днях нынешних.

Но если прежние «царицынские тайны» за давностью лет и по причине отсутствия на этом свете людей, которые ответить на наши вопросы уже не могут, мы вынуждены сдать в архив, то что делать с вопросами к нашим современникам?..

И тут-то следует, пожалуй, самое примечательное! А состоит оно в том, что эти наши современники оказываются, в сущности, безымянны. Ответчиков, что называется, персональных ответчиков, не отыскать. Потому что людьми, подписывавшими (или, наоборот, не подписывавшими), управляла стихия времени, выражавшаяся, как правило, в так называемых «звонках сверху». Практика эта сегодня решительно осуждена. Думаю, именно в ней причины наших недавних лет несчастий и потерь по части отечественного культурного наследия.

Но, как принято выражаться в научных сочинениях, — к истории вопроса. И хотя сочинениям в нашей теме, понятно, не может быть места, но чем иным показаться могут сегодня такие, например, факты?

В 1936 году был разработан проект использования Царицына в качестве загородного ресторана и гостиницы, с солярием на кровлях царицынских дворцов. Реставрация и использование Царицына дважды являлись темой дипломных проектов студентов Архитектурного (!) института: в 1944 году — для загородной дипломатической виллы, а в 1948-м — для дома отдыха.

Пусть читатель сам оценивает эти факты; наша задача — излагать их дальше. А дальше у автора дрогнула рука, ибо писать он вынужден буквально следующее: в те же годы явилась идея приспособить Царицыно под завод шампанских вин... Дальше логика развития событий требовала бы сказать, что другая идея — создания. например, банно-прачечного треста в царицынских кущах — запоздала со своим рождением!..

Почему всего этого не произошло?

Парадокс, имевший место в те времена, я бы назвал потрясающим: Царицыно от уготованной ему участи спасло то, что просто не нашлось средств для его реставрации применительно к грандиозным идеям использования!..

Но передохнем, читатель, — времена меняются. Со временем вместе переменила курс и судьба Царицына. Задачи его использования, если можно так выразиться, облагородились: уникальный ансамбль был отдан на откуп Академии художеств.

Ну, кажется, по адресу — уж кто-кто, а художники в обиду его не дадут. Итак, средства нашлись; они вложены в разработку нового проекта реставрации, которая и началась применительно к переселению сюда Су-риковского института. Прикидывали уже сроки банкета по случаю новоселья. и вдруг... Да, да! Это «вдруг» уже более двух веков сопровождает судьбу многострадального Царицына. Словом, в 1982 году работы были неожиданно прекращены.

Убедительных концов причине такого решения в многотомном собрании реставрационной царицынской документации я не нашел. Но люди с хорошей памятью припомнили, что причины были. Выяснилось, например, что граверам нужны травильные мастерские, а это та самая «химия», которая сохранению архитектуры способствовать, понятно, не может. Стало также известно, что скульпторам необходимы литейные мастерские, последствия работы которых, что тоже вполне понятно, погубят уникальный парк. Причины, как видите, серьезные. Остается задать только один вопрос: разве не знали всего этого до того, как вложить средства, разработать проект реставрации и полным ходом начать работы?!

Короче: Царицыно возвращено Министерству культуры. Но возвращено, как оказалось, в состоянии, значительно худшем, чем принято. Поэтому, думаю, излишне говорить о качестве реставрационных работ. Кстати же. больная эта тема не то чтобы далеко увела бы нас от Царицына, но по причине прежде всего своего объема в наши планы (во всяком случае, сегодня) не входит. Хотя применительно к Царицыну и это повествование было бы печальным...

Но стороной обойти такой факт, что после всех передряг на сегодняшний день у Царицына около тридцати так называемых пользователей, мы не можем. Заменив же нескладное это слово привычным «хозяева», сделать картину менее мрачной тоже не удастся — при таком их количестве хозяина попросту быть не может.

Царицынский комплекс — а это, считая с парком и прудами, без малого триста гектаров... хотел было сказать: «заповедной земли», но не знаю, кому предъявить счет за все, что на ней творится. Так и просятся под перо поговорки вроде тех, что у семи нянек дитя без глазу или Иван кивает на Петра... Но поговорками Царицыну не поможешь — его продолжают губить. Вот факты.

Трасса метрополитена проложена под парком. В ходе работ метростроевцы замораживали грунт, а чтобы понять, как скажется это на деревьях, не обязательно быть специалистом-биологом. Тоннель прошел под зеркалом Царицынских прудов. Нужно ли и тут специальное образование, чтобы сообразить, чем грозит это уникальной водной системе?.. По кромке тех же прудов и над их заливами прокладываются автомобильные дороги, а я думаю, каждому известно, что колеса автомобилей вращает пока еще не электричество...

Будь же у Царицына хозяин, а не тридцать пользователей, метротрасса вполне могла бы пройти в стороне, а для автомобильных дорог сыскалось бы иное место. Но оставим технический прогресс, который продолжает вторгаться в Царицыно не лучшими своими проявлениями. Поговорим о другом.

Бесхозность довела до того, что Царицыно облюбовали... скалолазы. Конечно, любой здравомыслящий человек подумает тут прежде всего о кощунстве. А мы, нарушив в данном случае профессиональную солидарность, скажем, что совсем еще недавно органы печати преподносили это как нечто, о чем говорить можно с умилением. И говорили, опуская, впрочем, такие незначительные подробности, как те, например, что смелые покорители царицынских вершин весьма успешно вколачивают железные крючья в камень двухсотлетней кладки, а для удобства упражнений сбивают двухъярусные парапеты Оперного дома. Говорят, правда, официально скалолазов «отшили», но набеги — сам тому свидетель! — продолжаются.

Что же, спросит читатель, совсем уж так никто и не охраняет Царицыно? Нет, почему же, охраняют. Например, на большом фанерном щите крупными буквами повествуется о том, что купаться и ловить рыбу в прудах категорически запрещается. Не думаю, однако, что современные рыбаки всерьез соблазнятся преданиями о том, что некогда здесь вылавливали щук времен Годунова, а в 1886 году был пойман осетр двух аршин и одиннадцати вершков, с золотой серьгой, пущенный в пруд при Екатерине. Но если даже это и соответствует правде, то не та, рыбаки, нынче в Царицынских прудах водичка! Что же до купальщиков, вред от них, если таковой и последует, ничто в сравнении со всем сказанным выше.

Точку ставить, конечно, рано. Но представьте, что, закончив на этом горестное наше повествование, разослали бы мы номер журнала по многочисленным адресам заинтересованных, так сказать, министерств и ведомств. Не гадая на кофейной гуще, с уверенностью можно предположить: незамедлительно получили бы мы поток радостных, оптимистических и сердце успокаивающих ответов такого примерно содержания: все, о чем говорилось в статье, имело место и т. д., но... Далее следовало бы: в настоящее время Царицыно находится под эгидой генерального пользователя (сохраняя, впрочем, и три десятка прежних. — А. Н.) в лице Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР; разработан новый проект и начаты реставрационные работы (которые по счету?! — А. Н.) для размещения экспозиции; реставрацию намечено завершить в 1992 году.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Зрачки солнца

Страницы рукописи. Публикация Татьяны Редько