Рассказ
Рытхэу - по национальности чукча, уроженец селения Уэлен, что на мысе Дежнева. За двадцать три года своей жизни он прошёл сложный путь. Рытхэу был охотником, потом работал в газете. В настоящее время он учится на 4 - м курсе Ленинградского университета имени А. А. Жданова. Рытхэу перевёл на чукотский язык ряд учебников и книг советских писателей, опубликовал несколько своих рассказов.
ТИХОН СЕМУШКИН
В небе мерцает неверный, желтовато - зелёный свет полярного сияния. То жёлтого больше, то зелёного. То вдруг засветятся, задрожат красноватые лучи.
Снег ровным слоем покрывает аэродром, островерхими шапками лежит на железных бочках с горючим, на крышах нескольких бревенчатых домишек. Снег тоже кажется то жёлтым, то зелёным, то красноватым.
Дальше, за полем аэродрома, темнеет небольшое озеро, ещё дальше виднеются пологие холмы. Недели две назад совсем уже было вошла в свои права весна: с холмов потекли ручьи, снег стаял, озеро очистилось ото льда. Потом опять немного похолодало, трое суток не прекращался снегопад, - зима как будто решила ещё не сдаваться. Но озеро больше не замерзало.
В бревенчатых домишках спят, только в одном из них, громко именуемом «аэровокзалом», горит свет. На крылечке стоят двое: лётчик Савин и Этувги - один из пассажиров, уже несколько дней дожидающийся здесь лётной погоды. Это худощавый чукча в одежде оленевода. Он говорит:
- Скоро опять снег пойдёт.
- Не должно быть, - отзывается Савин. - По сводке ничего такого не предвидится. Сегодня обязательно вылетим.
- Скоро пойдёт! - повторяет Этувги.
- Большой? - встревоженно спрашивает Савин.
Он недавно работает на этой трассе, но знает уже, что опытные оленеводы редко ошибаются в таких вопросах.
Этувги ещё раз внимательно всматривается в облака, висящие над далёкими холмами, и отвечает:
- Нет, большого, наверно, не будет.
- Ну, а маленький нам не помеха. Это что - нибудь местное. Как говорится, незначительные осадки местного характера. Ничего, сегодня полетим!
Несколько минут они стоят молча, любуясь удивительной игрой полярного сияния. Кажется, будто разноцветные флаги развеваются в небе и будто едва различимый шелест этих светящихся, поминутно меняющих свой цвет флагов долетает до земли...
- Шелестит, - говорит Этувги.
- Это ветер. Снежную пыль по насту гонит.
- Наверно, ветер, - соглашается Этувги и, неожиданно рассмеявшись, говорит: - У нас считалось - это когда я ещё мальчишкой был, - у нас считалось так: если свистнуть погромче - в два пальца, знаешь? - тогда сияние сильней заколышется, ярче засветится, быстрей меняться станет. Да, нам так казалось...
- А если сейчас? - Савин с озорной улыбкой подносит ко рту два пальца.
- Нет, - говорит Этувги, - сейчас не подействует. Для этого надо мальчишкой быть, надо в сказки верить.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.