Трижды рожденный

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1260, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Цимлянского моря, вызвав такой крутой поворот в его судьбе, какой трудно было и предположить.

В том, что выбор пал на Волгодонск, была своя железная логика.

Атомный реактор – агрегат довольно громоздкий и весомый: более девятисот тонн. Перевозить его удобнее всего водным путем. Значит, заводу-изготовителю нужно обязательно стоять на берегу полноводной реки или моря, которые имеют связь с судоходной системой европейской части Союза, где наиболее целесообразно строить атомные электростанции.

Ростовская область, полностью отвечая этим требованиям, имеет перед другими свои плюсы. В областном центре уже несколько лет работает институт «Атомкотломаш», который ведет научные исследования и занимается проектированием в атомном машиностроении. В Таганроге на заводе «Красный котельщик» давно изготавливают теплообменную аппаратуру так называемого «второго контура» АЭС. Недавно в Ростове построен завод спецэлектродов, используемых при сварке в атомном машиностроении.

А у Волгодонска свои собственные козыри. Тут готовые железная и шоссейная дороги скрестились с водным путем, что заранее разрешало многие проблемы, встающие перед любой новостройкой. Есть линия электропередач, связанная с энергосистемой этой части страны, порт, способный принять и отгрузить любое громоздкое и тяжеловесное оборудование. Отменный климат, соседство с рукотворным морем, крупной рекой и развитыми сельскохозяйственными районами – все это само собой облегчало проблемы снабжения и отдыха горожан. Наконец, именно здесь были найдены отличные площадки для крупного

промышленного и гражданского строительства. Короче, городу предстояло родиться в третий раз.

Естественно, изменения планов отражались на его внешнем облике. Главный архитектор Волгодонска Александр Евгеньевич Фролов посоветовал мне:

– Пройдитесь по нашей центральной магистрали – улице Ленина, и вы проследите развитие советской архитектуры от начала пятидесятых годов до настоящего времени. Тут представлены не только основные стили этого периода, но и взгляды на застройку разных по размеру городов. Волгодонск всегда был городом-акселератом, городом-переростком, который никак не укладывался в отведенные ему размеры.

Что верно, то верно. Идешь по Старому Городу – будто листаешь недолгую историю Волгодонска.

Вот одно-, двухэтажные коттеджи, маленькие магазинчики, уютный Дом культуры «Юность», школа № 1, почта Тридцатилетние тополя и акации успели накрыть их с головой. Это бывший поселок эксплуатационников. Шире улицы, выше дома, на просторной площади – Дворец культуры «Октябрь»: Понимаешь: начался город химиков. Атоммашевская эпоха успела вторгнуться и в него, бросив как яркие штрихи, как приметы иного времени, бетон и. стекло – то новый универмаг, то ресторан, то огромный родильный дом.

А за железнодорожным вокзалом, служившим некогда границей города, поднялись пяти- и девятиэтажные дома, которые на долгое время останутся олицетворением многих новостроек семидесятых годов. С запада к этому району прилепились два одноэтажных массива: частный сектор показывает, как порой решалась жилищная проблема в прежние времена, а большой поселок жилых вагончиков, – как временно приходится ее решать теперь.

К счастью, вся эта эклектическая застройка – право, рука не дрогнула бы многое снести, заменить – будет только незначительной частью, районом будущего Волгодонска. А главная – Новый Город – уже поднимается на востоке, по другую сторону Сухосоленов-ского залива Цимлянского водохранилища. В гигантском голубом параллелепипеде главного корпуса «Атоммаша» в шестнадцатиэтажных домах-башнях, которые успели подняться там и отлично просматриваются даже с расстояния, легко угадывается мощь будущего промышленного и культурного центра, коему надлежит вырасти на берегу рукотворного моря.

Выражаясь языком специалистов, толчком к рождению любого города является градообразующий фактор, а проще: новые заводы, фабрики, предприятия строительной индустрии, вузы. Другими словами, все, где трудятся люди, для которых нужен постоянный кров, торговая сеть, комплекс социально-бытовых учреждений, общественный транспорт, короче, – город. Эти люди на том же специальном языке называются градообразующими кадрами. Наукой и практикой выведены коэффициенты, с помощью которых по числу работников, занятых в том или ином производстве, можно определить население будущего города. Тут прямая связь, так что, «посадив» какое-то новое предприятие, можно заранее просчитать, насколько вырастет число горожан. Конечно, возраст города, его профессиональная ориентация (соотношение «женского» и «мужского» труда) вносят в эти расчеты свои коррективы, но принцип остается.

Естественно, на облик города накладывает отпечаток его «специальность». И я отправляюсь на «Атом-маш» – первый из «градообразующих факторов» нового Волгодонска.

Часто «Атоммаш» называют предприятием XXI века. Согласитесь, звучит довольно «лозунгово» и с некоторым налетом абстрактности. При более близком знакомстве убеждаешься – преувеличений нет, все реальность: образец индустрии будущего века можно осмотреть и при желании «пощупать». С корпусом № 1 меня знакомил начальник производства Леонид Иванович Клевцов. Передать словами впечатление от этого гигантского сооружения невозможно, даже если подкрепить рассказ цифрами. По завершении корпуса под одной крышей окажется десять цехов, раскинувшихся на тридцати гектарах производственных площадей. Через огромные пролеты корпуса перекинуты мостовые краны, которые по виду больше напоминают стальные фермы железнодорожных мостов. Самый мощный будет иметь грузоподъемность 1200 тонн. Его силы достаточно, чтобы враз поднять груз двадцати пульманов или, к примеру, гроздь из 110 гусеничных тракторов С-100. Гигантские станки самого разного назначения, отечественные и импортные, будут обрабатывать с высокой точностью детали весом от 35 до 111 тонн. При диаметре, например, в пять метров допускается отклонение в крайних точках всего в семнадцать сотых миллиметра. После этого в специальных печах – те же гигантские размеры – детали будут подвергнуты термической обработке, их закалят, подготовят к наплавке, сварке... Не буду перечислять все операции, которые должны пройти отдельные составные части, прежде чем соединятся в один агрегат – реактор «ВВР-1000». На все производство одной такой энергетической махины потребуется три года, причем тридцать процентов времени уйдет на различные виды контроля качества изготовления – как отдельных деталей, так и всего реактора в целом. Рентгеноскопия, магнитно-порошковая и цветная дефектоскопия, ультразвуковой контроль. Зато пущенный в работу «ВВР-1000» разовьет мощность в один миллион киловатт, что будет равно мощности пяти Цимлянских гидроэлектростанций. При этом только первая очередь «Атоммаша» будет выпускать по четыре реактора в год. А со временем завод сможет собирать по восемь агрегатов. Высокие требования, предъявляемые к точности, надежности, качеству атомного оборудования, естественно, оборачиваются высокими требованиями к культуре производства. Например, первичную обработку металла будут осуществлять в других цехах и в главный корпус подавать его без окалины. Особое уборочное оборудование будет вести постоянную очистку пола и ферм от пыли. На специальной эстакаде весь колесный транспорт, работающий внутри корпуса, будет тщательно мыться. Естественно, высокая точность обработки, высокая культура производства – это в первую очередь высокая квалификация работников. Средний разряд рабочих, занятых в главном корпусе, будет равен 4,4.

А как будет выглядеть город при заводе XXI века? Будет ли соответствовать ему?

Не рискуя впасть в преувеличение, осмелюсь утверждать: уже сейчас в Новом Городе проглядывают черты, позволяющие узнать в нем крупный индустриальный и культурный центр, соответствующий требованиям будущего столетия, или уж, во всяком случае, нашим представлениям об этих требованиях.

В чем это проявляется?

И в четкой планировке застраиваемых микрорайонов. И в повышенной этажности зданий. И в нескольких крупных общественных сооружениях, которые лучше всего показывают, что они предназначены для обслуживания не какого-то поселка, а большого города и что рядом должны вырасти другие подобные же здания. И в том, что уже два года назад тут пущен троллейбус, и из Старого Города в Новый, к самым проходным «Атоммаша», можно подкатить на этом современном виде транспорта, который привычно ассоциируется с крупным центром...

Не хочу грешить против истины: здесь рядом с шестнадцатиэтажными домами стоят и «пятиэтажки»,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены