Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Мы с вами, Леонид, по профессии – оба учителя. Интересно, что для вас, как для учителя, главное в ученике? Каким бы вы хотели видеть своего выпускника?
Л. ЧЕБЛАКОВ. Как учитель физики, я мечтаю прежде всего, чтобы мои ученики глубоко изучили предмет, который я им преподаю. Но кроме этого, к счастью или к несчастью для себя, пока сам не разобрался в этом, я не только учитель, но еще и директор школы. И на собственном опыте убедился, что подобная чисто «просветительская» миссия учителя сегодня явно недостаточна. Знания, конечно, знаниями, но и немаловажно, чтобы у выпускника за годы учебы в школе выработалась активная жизненная позиция, целеустремленность, сознательное стремление верно выбрать свое место в жизни.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Но ведь очень часто не только ученики, но и мы, учителя, наставники, ошибаемся, думая о ком-нибудь: этот-то наверняка добьется своего, а вот тот – вряд ли... Потом смотришь – от первого остались одни пустые мечты и фразы, а второй потихоньку, помаленьку забирается в гору и начинает тащить на себе такой груз, который не снился ни нам, ни ему.
Л. ЧЕБЛАКОВ. Может, это странно, но я, как директор школы, чувствую, что школа не всегда или порой просто мало предоставляет ученику возможностей выявить себя, осознать в себе тягу к той или иной профессии, утвердить себя в своей мечте. И не случайно поэтому, что среди наших бывших учеников так много разочаровавшихся в том, что они выбрали поначалу своим жизненным путем...
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Выходит, директор школы сам себя критикует?
Л. ЧЕБЛАКОВ. А почему бы и нет? На мой взгляд, один из самых важных сегодня вопросов – вопрос профориентации школьников – решается в школе, я бы сказал, недостаточно активно и, больше того, без серьезного научного подхода. А ведь будущее страны – за теми школьниками, которые сегодня сидят за партой, и вопрос, кем они хотят быть, к чему стремятся, что любят и что не любят, – это и социальный, и научный, и нравственный вопрос. Вот почему надо всячески внедрять в школе комплексный подход к делу воспитания и обучения школьников.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Но не получается ли у нас так, что, стремясь к комплексности, к широкому и всеобщему охвату школьников пусть очень важными, пусть самыми насущными задачами, мы упускаем; из виду личность Отдельного человека, его природную индивидуальность? М тем самым нивелируем человека?
Л. ЧЕБЛАКОВ. К сожалению, мы должны констатировать, что еще не все школы страны обладают такой базой, которая бы позволила каждому
ученику найти себя в соответствии со своими наклонностями и увлечениями. Вот вам пример. В нашей школе ученики проходят трудовую практику на электромеханическом заводе. С этим заводом у нас очень тесные связи, полное, казалось бы, взаимопонимание, но ведь специальность, которую осваивают наши ученики на этом заводе, всего одна – металлообработка. Выходит, мы на этих уроках Выполняем только одну сторону задачи – приучаем школьников к труду, прививаем им навыки трудовой дисциплины, совершенно не учитывая ни наклонностей, ни способностей каждого из них. Всех причесываем под одну гребенку.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Однако наклонности и способности человека – это ведь не нечто раз и навсегда данное от природы. Наклонности выявляются через что-то; через труд на токарном станке можно совершенно неожиданно для себя сделать открытие: оказывается, работа на станке наполняет душу радостью и гордостью, так как ты сам способен произвести сложную деталь; или, наоборот, ты вдруг осознаешь, что это совсем не твое призвание – из-под резца у тебя бежит стружка, а тебе, оказывается, больше всего на свете хочется быть конструктором или дизайнером, создавать новые машины и модели. То есть я хочу сказать, что в основе самовыявления человеческих наклонностей все равно лежит труд – либо утверждающий тебя в твоих способностях, либо отрицающий их.
Л. ЧЕБЛАКОВ. Теория, конечно, логичная и даже отчасти справедливая, но повседневная жизнь, сколько я ни думал о ней, никак не укладывается в рамки этой теории. Казалось бы, и станки у нас на заводе разные – и фрезерные, и токарные, и строгальные, и сверлильные, то есть нет никакого угнетающего, тормозящего творчество однообразия, а смотришь – у иного ученика не то что трудовые навыки вырабатываются, а, наоборот, вообще отвращение к работе появляется. Противоречие? Конечно! Но кроется оно не в школе, не на заводе, не в самом даже ученике, а глубже: в атмосфере, которая окружала этого человека с самого его рождения. Не случайно первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов сказал на состоявшемся в мае этого года IV Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном вопросам усиления работы комсомола по коммунистическому воспитанию учащихся и подготовке их к труду: «С юных лет молодой человек должен быть подготовлен к умению работать с полной отдачей своих физических и духовных возможностей везде и всюду – дома, в школе, у станка, в поле, понимать простую истину: ничто не дается в жизни само собой, без трудностей, а корень слова «трудность» – труд».
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Леонид, а сколько человек из вашего последнего школьного выпуска пошли работать именно на родной электромеханический завод?
Л. ЧЕБЛАКОВ. Точная цифра, я думаю, здесь ни о чем не говорит. Всего из четырех классов на завод пошли 11 человек. Много это или мало? Мало, я согласен с вами. Но ведь еще более 20 процентов выпускников поступили в технические вузы, многие пошли в профтехучилища разного профиля. Конечно, рано пока говорить о том, что все они станут впоследствии хорошими специалистами, толковыми работниками, что школа в их становлении сыграла главную роль... Как говорится: поживем – увидим. Мне только кажется, что мы сегодня еще об одном серьезном факторе не сказали: о роли личности преподавателя, руководителя, трудовой практики в школе. Если такой преподаватель – действительно личность, он может сформировать не только правильное трудовое отношение, но я главное – нравственное отношение ученика к труду, к своему родному краю, ко всей жизни.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Насколько я знаю, в вашей школе есть такой человек...
Л. ЧЕБЛАКОВ. ...Вы о Мякишеве говорите? Да, и для меня самым удивительным является то, что Алексей Егорович как-то очень незаметно и естественно воспитывает в школьниках самые ценные и важные качества: любовь к дорогому всем нам Тюменскому краю, желание не просто остаться работать и жить в родных местах, но и приносить как можно больше пользы – на любом поприще, какое бы они ни выбрали для себя. Это, конечно, талант. Талант педагога и человека.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. А как необходимы такие таланты сегодняшней школе! Пассивный, безынициативный, просто равнодушный ко всему педагог никогда не воспитает в своем ученике гражданина и борца. В книге «Рождение гражданина» В. А. Сухомлинский, обращаясь к педагогам, писал: «Исключительно важно, чтобы мир мыслей, чувств, переживаний подростка постепенно расширялся – от взгляда на свое село, город, область до взгляда на свою Родину, на современность и будущее. Если подросток думает о проблемах, касающихся судьбы Родины, он принимает близко к сердцу то, что выходит за пределы удовлетворения его потребностей. Добивайтесь, чтобы глубоко личным для подростка стало конкретное дело».
Л. ЧЕБЛАКОВ. Сказано прекрасно, но поверьте, Людмила, на практике дается все это ой как нелегко! Для меня, чем больше я работаю учителем и директором школы, тем большей загадкой становится ученик, особенно старшеклассник. Кажется, ты нашел какой-то подход к нему, почти подобрался пусть к маленькому, но своему педагогическому открытию – и вдруг смотришь: опять что-то не то. Педагогика – это творчество, но самое трудное – уйти от ежедневного шаблона, уйти от самого себя вчерашнего, позавчерашнего, прошлогоднего. Оказывается, опыт – не всегда наш друг и помощник; становясь опытней, мы самоуспокаиваемся, начинаем почивать на лаврах.
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. А ребята это хорошо чувствуют. Вообще, согласитесь, они гораздо проницательней и умней, чем мы о них часто думаем. Сколько, например, мы проводим разных мероприятий, вечеров, диспутов, где особо подчеркиваем значимость сегодняшней тюменской экономики в балансе всей страны, а ребята, оказывается, очень хорошо понимают это сами. Это понимание проявляется не в словах, а в поступках. Работая в горкоме комсомола, я теперь лучше вижу общую картину и могу сказать, что большинство выпускников города не покидают родные края. Многие даже предпочитают не поступать в вузы, а ехать на север Тюменщины – работать на газовых и нефтяных месторождениях, на различных стройках.
Л. ЧЕБЛАКОВ. А вам не кажется, что родители наших выпускников – народ более консервативный, чем сами ученики...
Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Не то что кажется – это так и есть...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.