Гонщика - гребца можно узнать по широкой стройной спине. Как правило, гребцы высоки, сухощавы и каждое их движение напоено тем упругим ритмом, который вырабатывается во время гребли.
Английская пословица гласит: «Быть гребцом - значит быть борцом».
Гонка требует такого предельного напряжения мышц, что нередко мужественные, сильные люди с последним ударом весла падают в обморок. Гонка требует также огромного напряжения воли. Вот почему малодушные обречены здесь на неудачу.
Один остроумный английский гребец назвал гребную гонку «борьбой с внутренним свинством». Нередко сильный гребец проигрывает более слабому только потому, что не может подавить в себе «внутреннего свинства», малодушия, трусости.
Борьба с «внутренним свинством» ведется не только во время соревнований: академическая гребля требует повседневного строжайшего режима и упорной тренировки.
Это благородный спорт. Вода, солнце, стремительные движения легких и изящных лодок...
Гонщика - гребца можно узнать по сухощавой фигуре, однако Анатолия Андреевича Переселенцева, старейшего русского гребца и знатока академической гребли, по этому признаку разыскать трудно.
Это представительный 47 - летний человек. Румяное, чисто выбритое лицо, синий костюм, спокойные серые глаза. Среди гребной молодежи он выглядит словно крепко просмоленный баркас между легкими байдарками.
Но вот длинная, как стрела, лодка вынесена из эллинга и на руках спущена по трапу к реке. Анатолий Андреевич подает команду, и лодка, мелькнув в воздухе, садится на воду. Гребцы занимают места. Над бортами повисли длинные весла. Переселенцев с рупором на груди у руля. Он снова молод, неутомим, легок.
Рулевой должен быть легким. Гоночная лодка не терпит перегрузки. Для того чтобы сбросить лишний вес, Переселенцев каждый раз перед началом сезона проводит двухнедельную голодовку, сбрасывая по 14 кило. Он уже давно не выступает на соревнованиях, но зато учит молодежь искусству гонки.
Он начал заниматься греблей в 1903 году, 13 - летним хрупким, болезненным подростком. Через два года он уже мог участвовать в гонках. В 17 лет он выиграл первенство страны.
В 1909 году Переселенцев приехал в Германию. Там он убедился в недостатках своего стиля. Он решил переучиваться. Три года он проплавал в лучших немецких командах, увеличивая быстроту и подвижность, достигая того высшего мастерства, при котором незаметно огромное напряжение всего тела, когда непринужденно и как будто легко скользит гребец на подвижной банке.
Но на этом гонщик не остановился.
В 1912 году в Лондоне, на родине академической гребли, Переселенцев снова убедился, что до первоклассного гребца ему еще далеко. Он оставил лодку - одиночку и начал работать в командах. Это дало ему возможность познакомиться с работой крупнейших английских тренеров и получить «скиф» (гребные клубы не давали «скифов» одиночкам - гребцам).
В Темзенском гребном клубе Переселенцев познакомился с известными тренерами Драйвером и Фелбсом (отцом нынешнего чемпиона мира). Наблюдая за работой лучших английских гребцов, Переселенцев понял, что ему не хватает законченной, тонкой ритмичности англичан.
На Темзе он встретился с тогдашним чемпионом мира Барри. Километр, два, три Переселенцев мог идти рядом с ним, на четвертом у него затекали руки, лодка двигалась неровными рывками. Англичанин же скользил в прежнем темпе. Он был непобедим на 6 - километровой дистанции.
Чтобы участвовать в гонках на звание чемпиона Европы, Переселенцев ценой больших лишений скопил сумму, нужную для покупки «скифа». За первенство боролись семь лучших гребцов.
Переселенцев построил гонку на трезвом расчете. Учтя, что ветер встречный и идти будет тяжело, он решил снизить количество ударов. Его противники пошли со старта, делая 32 удара в минуту. Переселенцев шел со скоростью 24 ударов. Половину дистанции он был последним, седьмым. С середины он обогнал соперников одного за другим и первый пересек линию финиша. После этого великий тренер Фелбс назвал его «грядущим человеком», человеком с огромным будущим.
Три раза встречался Переселенцев с чемпионом мира Киньяром. Из трех встреч он выиграл две. Когда Переселенцев победил Киньяра в первый раз, судьи при виде неизвестного им гребца предположили, что это кто - нибудь из зрителей нетактично пересек линию финиша.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.