- Как фамилия? - подозрительно спросил Переселенцева судья. И, только сверившись со списком, пробормотал недоуменно: - Есть такой...
Но лучшие годы гребца Переселенцева прошли не на Шпрее и не на Темзе: в 1921 году он установил на Москве - реке рекорд на два километра в 7 минут 24 секунды, - рекорд, не побитый еще до сих пор.
Переселенцев использует теперь свой многолетний опыт на тренерской работе (в Институте физической культуры имени Сталина). Он начальник кафедры гребли. Однако подлинная его кафедра - корма гоночной лодки.
Тот, кто мало знаком с академической греблей, не знает, как велика роль рулевого. От рулевого сплошь и рядом зависит исход гонки. Рулевой не только ведет лодку по кратчайшей прямой: он должен вести ее так, чтобы команда вообще не чувствовала руля. Рулевой должен безошибочно угадать момент гонки, который решает победу. Этот момент не всегда на финише. В кульминационный момент гонки рулевой бросает свой последний козырь - фразу, жест, - который должен вызвать последнее усилие команды.
Роль рулевого прекрасно иллюстрирует такой случай. Две восьмерки шли к финишу рядом, борт о борт, ни одна команда не могла вырваться вперед. Когда до финиша оставалось 400 метров и гребцы окончательно выбились из сил, рулевой одной из лодок, оставив руль, поднял руки и, потрясая ими над головой, крикнул:
- Ну а теперь мы пошли!
Эффект был потрясающий: противники бросили весла, и лодка находчивого рулевого, несмотря на изнеможение гребцов первой прошла финиш.
Переселенцев - гребец и рулевой «психологической школы». Он использует в гонке не только силу мышц, не только технику, но и тонкий психологический расчет. Так, например, одну гонку Переселенцев выиграл с помощью... улыбки.
В 1908 году он должен был соревноваться на первенство в России с лучшим петербургским гребцом Кузиком. Все предсказывали ему поражение. Он и сам не рассчитывал на победу. Единственным его помыслом было отстать от Кузика не более чем на один корпус лодки.
Уже со старта Кузик стал уходить. Переселенцев собрал все силы. Идущий сзади не видит своего соперника, так как сидит спиной к движению лодки. Оборачиваться во время гонки нельзя: поворот головы равен проигранной секунде. Только недалеко от финиша Переселенцев рискнул повернуть залитое потом лицо и посмотреть в сторону противника. Кузик был почти рядом с ним, лишь на корпус впереди. Обрадованный Переселенцев улыбнулся. При виде этой широкой улыбки Кузик словно обрадовался поводу, который давал ему возможность, наконец, выпрямиться и бросить весла. Он сбился с темпа и проиграл гонку. Потом Кузик рассказывал:
«Я гребу изо всех сил, а он смеется, тут у меня нервы и не выдержали...»
К самому небу подняты лакированные восьмерки на вытянутых руках гребцов. Первый взмах весел уносит лодку за мост к Парку культуры и отдыха. На корме, подобрав поводья руля, сидит сухощавый, молчаливый человек в плаще. Это тренер сборной Москвы, учитель гребцов «Буревестника» Федор Алексеевич Рогачев.
Рогачев - гребец второго поколения, культивирующий высокостильную греблю среди многочисленных учеников. В 1923 году, когда Переселенцев был в зените своей славы, на лодочной станции появился худощавый девятнадцатилетний юноша. Только огромное упорство отличало его от других. Он успешно повел борьбу с «внутренним свинством». Тренировался Рогачев настойчиво и упорно. Через два года он одержал свою первую крупную победу: выиграл первенство в разряде новичков. Еще два года, и Рогачев - чемпион СССР в разряде скифов - одиночек.
Семь лет он был непобедим. В паре с Усачевым на двойке без руля отбирает Рогачев первенство у непобедимых до того времени ленинградцев Совримовича и Дундура. Ленинградская двойка по физическим данным была сильнее москвичей. Но современная техника, которой владел Рогачев, значительно превосходила по своей эффективности излюбленный ленинградцами старый английский стиль. Стилю «ровной спины» Рогачев противопоставил стиль Ферборна. Английский тренер и гребец Ферборн отказался от внешней механической чистоты стиля в пользу внутренней динамической чистоты. Стиль Ферборна - стиль непринужденных, естественных движений.
Вскоре Рогачев начал и тренерскую работу. Уже в 1927 году у него появились первые ученики: Игорь Поляков, Смирнов, - сейчас первоклассные гребцы Москвы.
Вот уже три года, как Рогачев перешел с подвижной банки на корму. Он один из самых темпераментных и опытных рулевых. Но в нем еще свеж боевой дух гребца, и это часто мешает рулевому Рогачеву. Особенно запомнились Рогачеву две гонки восьмерок.
В 1935 году в борьбе за первенство ВЦСПС встретились на старте заслуженная, непобедимая ленинградская восьмерка загребного Совримовича с молодой восьмеркой москвичей загребного Пахомова. Немало поработал с этой восьмеркой Рогачев, выковывая в команде живость, ритмичность и темп. Команда подобралась среднего веса с хорошей техникой. Первым номером на носу сидел Барановский, перед ним Игорь Поляков, Поляков Николай, Реппих, Патрин, Панин, Долгушин и, наконец, Пахомов.
Резкой спуртовой манере ленинградцев Рогачев противопоставил ровный ход своей лодки. Восьмерки шли почти до самого финиша вместе. И когда оставались последние удары, Рогачев крикнул:
- Финиш! Десять! Последние десять дай!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из книги "Павлов"