Сегодня, когда «ВИСИстудстрой» признан на всех уровнях, когда к нам в институт за опытом приезжают из многих областей и краев страны, мне порой кажется, что дни, годы становления студенческого строительного треста, трудности, связанные с этим, отодвинулись в далекое прошлое. Ребята, которые начинали это дело, работают сейчас в крупнейших строительных организациях области, руководят участками, управлениями. Но в душе они по-прежнему те же студотрядовцы, которые мечтали своими руками построить ферму, поселок, город. Может, поэтому сегодняшний день «ВИСИстудстроя» складывается удачнее, чем прежние, без излишней нервотрепки, выматывающих и силы и душу споров: у треста много помощников – пристрастных, заинтересованных.
А, в сущности, трест наш только «оперяется». Нынешним летом ему исполнилось три года.
Так что же это такое – «ВИСИстудстрой»?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заглянуть в прошлое.
...Почти четверть века минуло с того памятного лета, когда будущие физики из МГУ на целине, в Булаевском районе Северо-Казахстанской области, построили первые студенческие дома и кошары из самана. Так родилось вузовское движение, которое сегодня приняло мощный индустриальный размах.
Имена тех, кто стоял у его истоков – Вячеслава Письменного, Сергея Литвиненко, Галыма Абильсиитова, Анатолия Перевознова и многих других, – по праву вошли в историю вузовского комсомола.
Парни и девчата уезжали в незнакомые места за тысячи километров от дома, чтобы на деле проверить себя, свои возможности. «Мы строим целину – целина строит нас!» – вот лозунг тех лет. Планета Целина обживалась бурно, хотя и несколько хаотично. Тогда в Казахстане можно было встретить студентов из всех республик страны. Мало кто оставался работать у себя дома (а ведь и там для студенческих рук было дел невпроворот), все стремились в края дальние, неизведанные. Первые страницы летописи студотрядов овеяны пылью степных дорог, сладким дымом вечерних костров, возле которых складывались популярные и по сей день песни...
Те годы историк может смело назвать романтическим периодом студенческих отрядов.
Но уже в середине шестидесятых годов родился девиз: «Романтика экономически эффективна». Гармоничное сочетание воспитательных функций ССО со сложными экономическими, строительными проблемами – к этому стремились отряды, которые вскоре стали весьма заметным явлением в народном хозяйстве страны. В то время вырабатывались качественно новые подходы к оценке трудового семестра: становилось важным не только само воспитание трудом, но и конечный результат этого труда – что построили студенты, сколько рублей капиталовложений освоили. Именно тогда, в конце 60-х годов, романтика надела рабочую спецовку. Теперь она деловита и не чурается сухого языка цифр.
Но у производства свои законы, на стройке нужны специалисты, а не только разнорабочие. Значит, надо учиться строительным ремеслам. Животноводческая ферма не кошара, двенадцати квартирный дом не мазанка. Здесь, кроме желания и крепких рук, необходимы умение, знания. И вот будущие филологи, юристы, математики, биохимики идут на выучку к строителям. В институтах организуются курсы каменщиков, отделочников, столяров.
Надо сказать, необходимость этого поняли уже студенты-физики самого первого строительного отряда. Вернувшись в 1959 году после своего трудового семестра на факультет, они открыли там строительную школу. При комитете комсомола начал работу штаб целины. Та зима, когда в коридорах физфака впервые появилась и прочно прижилась крылатая фраза «Кончишь физфак прорабом», была, по существу, первым подготовительным периодом в истории отрядов. Уже немного представляя, что им может понадобиться летом в Булаевском районе, ребята начали «бега» по учреждениям и стройкам, добывая гвозди и бетономешалки, старые сапоги и ватники, медикаменты, инструменты и еще десятки необходимых мелочей. Брали приступом стойких хозяйственников, сочиняли десятки писем в общественные организации...
Со временем, конечно, стройотрядовское движение избавилось от необходимости «свободной предприимчивости», студенческие работы стали планироваться самыми авторитетными организациями, включая Госплан. Но все равно сезонный характер деятельности отрядов давал себя знать.
«Предстартовая лихорадка» охватывала вуз задолго до начала трудового семестра: заключение договоров, комплектование отрядов, поиски нужных специалистов: «выколачивание» их со стороны... На скорую руку натаскивали своих, «доморощенных» строителей.
И у нас в Волгоградском инженерно-строительном было все так же. Будущие профессионалы, мы, как я уже говорил, фактически не имели квалифицированных рабочих-строителей, если не считать тех, кто успел поработать на стройке до института. Разрыв теории с практикой был весьма нагляден – уборка мусора на стройплощадке мало чему могла научить. На занятиях будущие капитаны строительной индустрии проектировали сложные, современные сооружения, а летом возводили мелкие, незамысловатые.
Мы чувствовали: необходимо что-то менять в структуре отрядов, искать новые формы. Бригадный подряд – отличная вещь, но ведь работа наша по-прежнему оставалась сезонной, и недостроенные объекты простаивали больше чем полгода, ожидая нас. Мы волей-неволей «замораживали» стройку, капиталовложения. Быковский комплекс строили два года – на самом деле месяцев пять. Комплекс в «Баррикаде», по тем же подсчетам, – восемь месяцев. Значит, работая круглогодично, мы могли бы оба комплекса построить за год с небольшим.
Работая круглогодично...
На XIX съезде комсомола, делегатом которого мне посчастливилось быть, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов, говоря о студенческих строительных отрядах, заметил: «В Волгограде и некоторых других городах найдены интересные формы работы студентов в народном хозяйстве в течение всего учебного года». Приятно, что на общесоюзном комсомольском форуме были сказаны добрые слова о нашем начинании.
На съезде я участвовал в работе секции «Комсомол и высшая школа». Выступал перед делегатами, рассказывал о нашем опыте организации ССО. Кончается регламентированное время, я смотрю на ребят: слушают заинтересованно. Председатель кивает: продолжай. Потом посыпались вопросы:
– И все же, как увязывается работа треста с учебной программой?
– Кто руководит «ВИСИстудстроем»?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.