Доверьте мне…

Сергей Попов| опубликовано в номере №1330, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

С первым секретарем Мытищинского горкома комсомола, делегатом XIX съезда ВЛКСМ Владимиром Демешканом беседует специальный корреспондент «Смены»

Человек утверждает себя делом. На заводах и фабриках, в совхозах и на стройках, в упорном, самоотверженном труде утверждают себя как личность миллионы девчат и парней – членов Ленинского Союза молодежи.

Но есть еще и другая забота у молодых – забота о делах общественных, тех, что помогают работать красиво, жить интересно, отдыхать полезно, способствуют развитию личности. Первым шагом молодого человека на пути общественного служения, экзаменом на зрелость является выполнение им комсомольского поручения. Мой собеседник Владимир Демешкан выполняет ответственное партийное, комсомольское поручение. Уже два года он возглавляет комсомольскую организацию города Мытищи, одну из самых крупных в Московской области, а ранее был инструктором, заведующим отделом комсомольских организаций, вторым секретарем этого горкома. До прихода в горком работал на заводе, окончил Московский лесотехнический институт. Именно с размышлений о том, какое значение для комсомольца имеет первое данное ему комсоргом поручение, начался наш разговор.

– В нашей школе до войны учился Герой Советского Союза Николай Корсаков. И вот комитет комсомола дал нашему классу комсомольское поручение – выяснить факты его биографии, систематизировать их и оформить в виде стенда. В инициативную группу, которая вела поиск, входил и я. Вы знаете, дело это настолько захватило, что все другие увлечения отошли тогда для нас на второй план. Чуть ли не каждый день после уроков мы писали письма в разные концы страны, обсуждали разные варианты поисков. А как волновались, как радовались, читая ответы от боевых соратников героя. Самым впечатляющим стало открытие в классе музейной экспозиции, посвященной ратному пути Николая Корсакова. Перебывала у нас вся школа, а когда об истории поиска рассказало Центральное телевидение – тут уж мы вообще взлетели на седьмое небо от гордости. Помню слезы растроганных ветеранов, пришедших к нам на встречу. У меня от волнения мурашки побежали по коже, когда пожимали они нам руки и благодарили. Потом уже, окончив школу, я понял, что наш класс сдружился благодаря именно этому общему делу. Оно приобщило нас, обыкновенных мальчишек и девчонок, к истории, наполнило слово «подвиг» осязаемым смыслом. Такое не забывается...

– В читательской почте «Смены» есть примеры совсем другого рода. Авторы писем, молодые ребята, недавно ставшие комсомольцами, пишут о разочаровании, которое оставило в душе первое поручение. И правда ведь, обидно, когда с этого начинается комсомольская биография. Наверное, и вы, Володя, с такими случаями сталкивались?

– И нередко. Особенно в школах. Поинтересовался недавно у двух восьмиклассников об их общественных нагрузках. Один говорит, что он член ремонтной группы в своем классе. Расспрашиваю, что за группа такая. А вот, говорит, оторвет кто-нибудь крышку от парты, а мы, активисты, ее приколачиваем. Раз вы активисты, возражаю ему, что же вы самого-то разгильдяя не обяжете ремонтом заниматься, тогда и нужда в ремонтной группе отпадет. Пожимает плечами. Второй восьмиклассник, как выяснилось, исполняет обязанности санитара. Чистоту ушей и рук проверяет у тех, кому через год паспорт получать. Сам он, конечно, свое поручение воспринимает с иронией, но комсорг класса – бойкая девочка – довольна: все при деле. И не нашлось ни одного человека – ни в комитете комсомола, ни среди молодых учителей-комсомольцев, – который бы сказал: ребята, да что же вы глупостями занимаетесь?! А глупость подобных поручений в том, что они не приносят конкретного результата. Сами же комсомольцы пользы в них не видят.

Еще более грустно видеть взрослых людей, занятых «детскими играми». В карточке персонального учета одного из комсомольских активистов строительного треста прочитал: «ответственный за вывешивание свежих газет на стенд». Вот тебе раз! Воткнуть четыре кнопки в фанерный лист – это уже комсомольское поручение? Если это так, то можно смело сказать, что в этой организации настоящая засуха по части дел полезных, живых.

– Бывая в первичных организациях, в райкомах, иногда приходится убеждаться, что немалое число комсомольских работников стремятся главным образом к количественному охвату поручениями, не особенно заботясь об их качестве. При этом забывают, что поручение – это прежде всего средство воспитания. А можно ли в оценке воспитательной работы исходить из одних количественных показателей? Проанализировать, как человек растет, приобщаясь к общественной работе, трудно, с голой цифрой здесь не подступишься. Процент же охвата подсчитать легко. Может быть, поэтому он многим застилает глаза. Вот и рассуждает иной секретарь: не дай бог, чтобы цифра была ниже, чем у секретаря соседнего комитета комсомола. В райкоме или горкоме за это не похвалят, обвинят в слабой работе. А я убежден, что если в организации, насчитывающей сто комсомольцев, по-настоящему болеют за дело и ответственно относятся к поручениям всего двадцать человек, дела в этой организации пойдут лучше, ее боевой настрой будет выше, чем в той, где все сто охвачены поручениями, а девяносто выполняют их спустя рукава.

– Давайте возьмем Устав ВЛКСМ: «Член ВЛКСМ... обязан быстро и точно выполнять поручения комсомольской организации, доводить всякое начатое дело до конца...» Поручение должно быть у каждого комсомольца, иначе зачем и писать заявление с просьбой о приеме в Союз молодежи? Ну, а если более половины комсомольцев вообще не участвуют в общественной жизни своей организации, о каком боевом настрое может идти речь? Другое дело, что комитет комсомола или бюро зачастую сами бывают виноваты в пассивности комсомольцев...

– В ходе проводившегося недавно в Горьком и Челябинске социологического исследования молодым рабочим был задан такой вопрос: «Как бы вы поступили, если бы остались без общественного поручения?» И вот какие ответы можно было прочитать в анкетах: «Подожду, когда дадут новое поручение, отказываться не буду» – 74 процента из числа опрошенных.

«Откажусь от нового поручения, пусть поработают другие» – 13 процентов. «Сам попрошу новое поручение» – 9 процентов. «Затрудняюсь ответить» – 4 процента. Как видите, большинство на поручения сами не напрашиваются, а ждут, когда к ним подойдет комсорг.

– Любопытная статистика. Думаю, она лишний раз подтверждает, сколь важно нам знать интересы и склонности каждого. Ведь если ждать, пока ребята толпой побегут в комитет с просьбой: «Секретарь, поручи мне...», можно и у разбитого корыта остаться. Комитет комсомола сам должен все время что-то новое предлагать. Ну, а что касается цифры охвата, согласен, это далеко не всегда точный барометр активности.

– Если не ошибаюсь, Володя, около 94 процентов комсомольцев Мытищинского района имеют постоянные поручения, и вы уверены...

– ...Что все они их добросовестно выполняют? Конечно, нет. Мы ведь уже говорили о формальных поручениях. И я думаю, что не к голой цифре нужно стремиться, а к тому, чтобы каждому комсомольцу давать конкретное задание и за выполнение его спрашивать. А мы еще этому не научились и порой работаем вхолостую именно из-за того, что не умеем по-настоящему спрашивать.

– Спрашивать, но, наверное, и помогать?

– Обязательно, особенно новичкам. Но все-таки очень многое зависит и от самих комсомольцев. Да вот вам пример того, как обычное вроде бы дело, но дело, в которое каждый комсомолец вложил душу и сердце, дало результаты очень значительные. Два года назад в научно-исследовательском институте гигиены имени Эрисмана был создан комсомольско-молодежный творческий коллектив. Молодые ученые в порядке шефской помощи – вся работа проводилась на общественных началах – обследовали фермы нескольких хозяйств Можайского района и попытались найти причины потерь продукции.. Когда они ознакомили со своими результатами руководителей хозяйств, те отмахнулись: «Ребята, при чем здесь вентиляция, транспортеры, бытовки? Нам план давать надо, а про всякие мелочи мы и без вашей науки знаем». Тогда секретарь комитета комсомола института обратился за помощью в горисполком, горком комсомола Можайска. Удалось убедить товарищей, что вопрос достоин обсуждения на сессии городского Совета. Сессия такая состоялась, и на ней с докладом выступила директор института член-корреспондент Академии медицинских наук А. П. Шицкова – научный руководитель молодежного коллектива. Сессия обязала руководителей хозяйств внедрить рекомендации гигиенистов, а в августе нынешнего года были уже подведены итоги всей работы. Экономический эффект налицо. Молодые ученые не только добились реализации своих предложений, но и позаботились о тех, кто работает на фермах. Теперь подобная творческая бригада создается для обследования хозяйств Одинцовского района. Вот так комсомольцы института определили свое место в выполнении Продовольственной программы. Выполнили ли они свое комсомольское поручение? Считаю, что да, потому что проявили настойчивость, инициативу, несмотря на все трудности, довели дело до конца. Опусти в этой ситуации ребята руки, смалодушничай секретарь комитета ВЛКСМ, вся работа пошла бы насмарку. Но если в организации так поставлено дело, что она умеет доводить свою задумку до конца, до конкретного результата, агитировать там никого не нужно.

– А вот неумение, можно сказать, тоже агитирует. Только в обратном направлении. Разве не теряем мы многое из-за дилетантства в воспитательной работе? Аксиома вроде бы: работаешь с людьми – знай их. Спрашиваешь у активистов: знаете ли вы семейное положение своих комсомольцев, их склонности, увлечения? В ответ, бывает, слышишь недоуменное: да разве к каждому в душу залезешь, и времени нет, чтоб этим интересоваться. Занимается такой комитет комсомола всем помаленьку и ничем по-настоящему. За суетой и канцелярщиной не умеют выбрать одно, но главное дело.

– Не так давно на пленуме нашего горкома обсуждали мы очень острый вопрос о воспитательной работе с подростками по месту жительства. Этот разговор особенно задел за живое Александра Полещикова, возглавлявшего комсомольскую организацию Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института искусственного волокна. В микрорайоне института было немало подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Александр предложил создать подростковый клуб. Идею эту поддержали все, вплоть до руководства института. Энтузиасты нашлись во всех отделах. Жэк выделил помещения под клуб, институтские комсомольцы вместе с подростками их отремонтировали. Вскоре заработали кружки, секции. Сейчас «Ровесник» посещают 200 ребят. Три хоккейные команды клуба – ведущие в городе. Главный же результат мы видим в том, что трудные подростки под влиянием комсомольцев людьми становятся.

– На XIX съезде ВЛКСМ подчеркивалось, что «...передовой линией надо считать каждый участок, где есть комсомольцы...».

– Я с большим волнением вспоминаю наполненные напряженной работой дни съезда. Заряд мыслей и чувств, который получили все мы, его делегаты, еще долго будет помогать нам в комсомольских делах. Действительно, мысль о передовой, прозвучавшая на съезде, очень актуальна. Что греха таить, мы порой главное внимание уделяем крупным комсомольским организациям, с ними работаем, о них говорим. Но ведь и в крупной и в малочисленной организациях решаются вопросы воспитания человека, а, значит, мы должны дойти до каждой из первичных, помочь каждому комсомольцу отыскать дело по душе и способностям. Дело, еще раз повторяю, конкретное, важное и для комсомола и для комсомольцев. На съезде не раз подчеркивалось: в центре всех наших забот должен стоять человек. Помогать росту его личности – нет более трудной, но и интересной задачи. Умело подобранное комитетом комсомола, с интересом воспринятое комсомольцем поручение как раз и служит этой задаче.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поворот

Невыдуманный рассказ