Нужна ли инженеру рабочая специальность? Необходима, считают в Вологде организаторы первого в стране студенческого строительного треста.
Перелистывая старые блокноты, наткнулся на запись: «...завтра уезжаем. Не хватило недели, чтобы сдать «под ключ». Ребята огорчены, а что делать – начинается учебный семестр, а значит, прощай «трудовой». Подумал: а сколько вот таких «незавершенок» по стране остается после нас, студотрядовцев?»
Писалось это более десяти лет назад, а вдруг вспомнилось все, словно вчера было...
Белесое, раскаленное небо, жаркий ветер горчит полынью, мы сидим возле недостроенного коровника – перекур. Последний рабочий день. Уже нам ясно: недоделали, не успели. Обидно, конечно, одно утешает – не мы одни... Ведь строить учились на ходу, и, хотя институт наш строительный, многие о стройке имели самое смутное представление. Можно сказать, что здесь, в отряде, научились держать в руках молоток, топор, пилу. Месить раствор, делать опалубку, бетонировать площадки, штукатурить, навешивать двери, рыть фундамент – всему этому тоже научил ССО.
Хорошо тем, кто до института успел поработать, у кого руки привыкли к труду. А новички, считай, только обучились кое-чему, втянулись в дело – стоп, бросай лопату, трудовой семестр завершен.
Может, тогда мелькнула у нас мысль – даже не мысль, смутная догадка – о том, что неплохо бы перевести трудовой семестр на новые организационные и экономические «рельсы». Проще говоря, включить его в общевузовскую систему трудовой практики. Но, повторяю, это были лишь весьма неясные предположения. Следовало все обдумать, «обсчитать», проверить.
В ту пору я учился на строительном факультете, был секретарем факультетского бюро комсомола. Летом наши ребята работали в колхозах и совхозах области, строили дома, коровники, помогали возводить более крупные объекты, ремонтировали институтские помещения, общежития. В общем, все было так, как в большинстве студенческих стройотрядов. Но мы понимали, что для будущих профессиональных строителей этого маловато. Хотелось поработать бригадным методом – вести объект от фундамента до крыши, и не один объект, а комплекс. Более того, была задумка самим его спроектировать, рассчитать, привязать к местности. Вот было бы здорово – поставить на волгоградской земле свой студенческий комплекс, поселок, культцентр...
– Ну, здравствуй, Сергей Матвеевич, проходи. – Александр Сергеевич Токарев, заместитель председателя объединения «Облколхозстрой», крепко жмет руку, улыбается. – Или можно, как прежде, Серегой называть? – шутит он. – Ты ведь нынче проректор, руководитель треста.
– Ну и ты в больших начальниках ходишь, не прибедняйся, – отшучиваюсь я.
Знаем друг друга давно. Токарев – из «стариков», один из тех, кто претворял в жизнь новые формы студенческого строительного движения.
Десять лет назад отряд «Юность», у истоков которого вместе с нынешним секретарем парткома ВИСИ Михаилом Константиновичем Беляевым стоял Токарев, предложил построить в Быковском районе овцекомплекс на пять тысяч голов. Освоение – свыше миллиона рублей. По тем временам это были огромные цифры. Еще ни один отряд не брался освоить более ста – двухсот тысяч. К тому же «Юность» был одним из первых в стране ССО, который взялся за строительство животноводческого комплекса. Да прибавьте к этому внедрение бригадного подряда. В общем, этот отряд для нас со всех сторон был экспериментом. Нас отговаривали: зря, мол, рискуете, ребята, студенческое строительство такую махину не поднимет, надорветесь. Командир «Юности» Николай Замолотое (нынче он начальник участка крупнейшего треста «Волгоградстрой») улыбался:
– Ничего, мы жилистые, выдюжим... Их было около ста человек, и за два года они построили комплекс: самостоятельно вели монтаж ферм, управлялись с техникой, вели внутреннюю отделку. Собственно, тогда на Быковском комплексе мы начали «обкатку» специализированных бригад – отделочников, монтажников, сантехников. Это были, так сказать, «прообразы» нынешних управлений треста. Тогда все было впервые. Но уже в семьдесят четвертом году отряд «Волга» взялся за комплекс в совхозе «Баррикада». Этот комплекс строили три года, вернее, три сезона, и освоили ребята уже более двух с половиной миллионов рублей.
Бригадный подряд широко шагнул в студенческое строительство волгоградцев...
Об этом вспомнили мы спустя десять лет в кабинете Токарева. И заговорили о делах насущных, сегодняшних, ведь студенческий строительный трест – один из основных подрядчиков «Облколхозстроя».
– Ты в «Урожай» собираешься? – спросил Токарев. – Там у вас, по-моему, неувязки с проектом?
– Ребята из управления «Зодчий» все уже наладили. Но съезжу, посмотрю.
– И я с тобой. Подышу студотрядовским воздухом...
По долгосрочному договору в колхозе «Урожай» мы ведем строительство центральной усадьбы – поселка Мачеха. Строительство рассчитано на всю одиннадцатую пятилетку. Строим дома, культцентр, бытовые объекты. Проект застройки – отчасти и наша работа.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.