Трест по-студенчески

Сергей Дмитриев| опубликовано в номере №1330, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Как вы подыскиваете объекты, заключаете договора?

– Сколько ежегодно осваиваете капвложений?

Вопросы конкретные, по делу. Видно, рассказ мой задел за живое. Отвечаю обстоятельно, с примерами, цифровыми выкладками. Приезжайте, говорю, к нам – на месте виднее...

Пять лет назад было создано первое в стране студенческое строительное управление. Оно объединяло шесть специализированных отрядов, в него входили отделы снабжения, плановый, охраны труда. Мы отрабатывали методику, структуру будущего «ВИСИстудстроя». Я в ту пору работал в обкоме комсомола, курировал студенческое строительство. Случалось, засиживались с начальником управления Николаем Бычковым далеко за полночь, спорили о перспективах студотрядовского движения, обговаривали завтрашний день нашего управления.

В этих ночных бдениях участвовали ребята из обкома, штабисты из областного отряда, ветераны студенческого строительства ВИСИ.

– Поймите, – кричал темпераментный Юра Сизов, – нам не выскочить за рамки летнего сезона. Мы погрязнем в «незавершенках», кустарном обучении ребят.

– Заключаем договор на сезон, на два, на три... А дальше что? – горячился Бычков. – Надо видеть дальнюю перспективу, работать на послезавтрашний день.

– А что, если третий трудовой семестр соединить с институтской учебной программой, сделать его круглогодичным, так сказать, семестром без каникул?

Это было как раз то, о чем мы так долго думали, спорили, но не могли до поры точно сформулировать. Идея должна была созреть, обрасти «мясом». От «Юности» и «Волги» – к студенческому строительному управлению. От него – к тресту, к круглогодичному «третьему» семестру. Нынче путь этот кажется прост и естествен. Около десяти лет потребовалось нам, чтобы пройти его.

Меня часто спрашивают: а зачем, собственно, строительный трест учебному заведению? Зачем сметы, наряды, заказчики, управляющие? Эти лишние хлопоты отвлекают студентов от занятий, программа усваивается хуже – ведь сочетать учебу с работой на стройке гораздо сложнее.

Конечно, нелегко было так составить учебно-производственный план, чтобы без ущерба для теоретической подготовки студент смог во время учебного года работать на стройке. Тем не менее был выработан скользящий график, по которому каждая студенческая группа получила возможность для месячной производственной практики на объектах, закрепленных за «ВИСИстудстроем». Таким образом ныне наши ребята проводят на строительной площадке три месяца в году, считая летний трудовой семестр. Перерыв в деятельности студенческого треста наступает лишь в декабре – феврале – в период, наиболее жаркий в учебном процессе и самый малопроизводительный в строительстве.

Мы готовим инженеров-строителей.

Завтра им придется заправлять делами на настоящих стройплощадках. И грош цена будет их диплому, всем зачетам, курсовым, что сдали они на «отлично», если они не смогут толково оформить наряд, составить смету, по-деловому, четко обсудить вопросы с заказчиком, разобраться в реальных сложных ситуациях, так часто возникающих на любой стройке.

Мне доводилось сталкиваться с молодыми инженерами – мастерами, прорабами, отлично закончившими строительный институт и не умеющими ориентироваться в заурядной, будничной рабочей обстановке. Робкие, неуверенные, они не могли найти себя на стройке. У них вырабатывался комплекс «боязни» производства. Теоретически они были подготовлены возводить самые сложные сооружения, но без навыков практической работы не могли руководить строительством обычного жилого дома. В конечном счете выпускник строительного вуза становился настоящим инженером-строителем спустя два-три года. Это в лучшем случае, в худшем – разочарование, душевная травма, смена профессии...

Итак, мы решили: трудовой семестр должен стать неотъемлемой частью учебно-производственной программы.

В Серафимовичи я приехал к полудню. «Уазик» резко тормознул возле стройплощадки.

Здесь, в райцентре, мы строим школу на 1200 мест. Современное трехэтажное здание. Начали с разметки, с котлована. а нынче сдаем «под ключ». Руководит строительством третьекурсник Петр Тимошенко, начальник участка, до института поработавший каменщиком в селе. Он внешне нетороплив, но мыслит быстро, цепко.

– Все в порядке, сантехники подключились, отделочники заканчивают. – Петя широко улыбается. – Куда дальше двинем?

– Сдай школу сначала. И чтоб на «отлично».

– Постараемся. Как-никак, наша курсовая работа...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вода на весах экономики

Н. Ф. Васильев, министр мелиорации и водного хозяйства СССР; П. А. Полад-заде, первый заместитель министра; И. И. Бородавченко, заместитель министра, главный государственный инспектор по регулированию использования и охране вод; В. Ф. Моховиков, заместитель министра; Ю. А. Килинский, главный гидротехник главного управления комплексного использования водных ресурсов отвечают на вопросы специального корреспондента журнала «Смена» Леонида Плешакова

Пою тебе, моя страна

Людмила Зыкина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии отвечает на письма читателей «Смены»