Этот номер «Смены» находился в верстке, когда «Правда» опубликовала статью М. Горького «О литературных забавах». Статья привлекла внимание всей советской общественности к фактам мелкобуржуазной расхлябанности, бытового разложения и низкого культурного уровня части литературной молодежи. Алексей Максимович со всей присущей ему остротой поставил вопрос о борьбе за социалистический тип писателя, о решительном изгнании богемных настроений из быта писательской молодежи.
Статья Ник. Атарова, написанная в середине мая на основе бесед с молодыми писателями, говорит о явлениях, родственных тем, на которые указал Алексей Максимович.
Речь идет о культурном уровне молодого писателя. Как показало обследование, он очень низок. Случайные знания, случайно прочитанные книги, незнакомство с основными фактами истории, невежество в области науки и техники - вот что характеризует многих представителей молодой литературы.
Этот низкий уровень развития, ограничивающий и творческий рост молодежи, порожден анархизмом и расхлябанностью в личном быту.
Наша борьба за здоровую литературную молодежь является частью классовой борьбы. Спокойствие и самотек здесь нетерпимы. Союз советских писателей при помощи комсомола и всей советской общественности должен развернуть огромную работу, чтобы помочь нашей литературной молодежи стать подлинными писателями - большевиками.
Под стихами фамилия звучит красивее чем в списке бригады. Цех уже знает своего поэта. В заводской газете его стихи появляются вое чаще и чаще.
- Уезжаю, ребята, в Москву, - говорит он однажды, - буду вашим полпредом в литературе, выдвину наши темы, опишу наш завод.
Ребята жмут ему руку:
- Пиши.
Это двойное задание: пиши нам письма, пиши о нас стихи.
Товарищи расстаются. Читатели по-прежнему работают в цехе, переходят из третьего разряда в четвертый - пятый, ходят в театр, достигают высоких степеней сноровки, точности, знания. Поэт оседает в Москве, писательство становится его профессией.
Приезд в Москву, внедрение в журналы, знакомство с литературной средой на время отодвигают в сторону «вопросы роста». Наступает пора второго признания таланта.
Еще недавно Москва снилась этим ребятам: Кожевникову в Омске, Зарубину в Смоленске, Шпирту и Панченко в Одессе, Борахвостову в Сталинграде. Сны были яркие и радостные. В ту пору день проходил в работе. Стихи сочинялись вечерами. Ночью летели сны. И все было ясно. Первый друг был первым читателем. Котельщик читал стихи котельщикам, фабзаяц - фабзайцам.
Москва головокружительно расширила аудиторию этой способной молодежи. Молодые писатели поднялись на трибуны клубов, им открылись страницы журналов. Вузовцы, красноармейцы позвали их на свои вечера. И даже Политехнический музей, в котором недавно гремел Маяковский, услышал некрепкие еще голоса «поэтов третьего призыва»: Смелякова, Долматовского, Абросимова и других.
Ни у одного поэта в мире не было такого пристрастного слушателя и ценителя. Он смеется подчас не там, где ожидал поэт. Зато всякую удачу одобряет звонкими аплодисментами.
Но вот неопытный в выступлениях поэт смутился. Так случилось как - то с маленькой Фейерович: она забыла строчку и замолчала. Зал с тактом выдержал паузу, потом стал дружески подбадривать, вспоминать вместе с поэтом. Стихотворение было только что напечатано в журнале. И вот кто - то, наконец, вспомнил и подсказал:
« - И когда мне руку подаешь...»
Так проходит год - другой. Пишутся стихи, рассказы. К Москве уже привычка. Тогда - то грозно встает перед ребятами проблема роста. Растет вся страна. Растет читатель. Он требует чего - то более значительного чем ловкий эпитет или удачная рифма.
Губонин Ефим Михайлович из Ображеевки пишет:
«Часто вы комсомол в стихи вставляете и даже не для рифмы, а так. А ведь это живые люди».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.