ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР.
Отмечая беспримерную героическую работу летчиков, осуществивших спасение челюскинцев, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Присвоить звание героев Советского Союза - Ляпидевскому А. В., Леваневскому С. А., Молокову В. С, Каманину Я. П., Слепневу М. Т., Водопьянову М. В., Доронину И. В.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР М. Калинин.
СЕКРЕТАРЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР А. Енукидзе. Москва, Кремль, 20 апреля 1934 г.
Это было у берега Байкала...
Люди, подбежавшие к месту катастрофы, увидели обломки самолета и возле - залитого кровью пилота. Его перевезли в верхнеудинскую больницу. Хирург нашел восемнадцать ранений и отказался оперировать. На раненую голову я раздробленную челюсть пилота наложили повязки и отправили его в Москву. И вот в один из весенних вечеров по Зубовской площади промчался санитарный автомобиль и исчез в переулке, где помещается Протезный институт.
Пилота положили на койку...
Какой путь прошел этот человек, чтобы из босого деревенского парнишки стать героем Советского союза, мировой известностью?
Михаилу Водопьянову было шестнадцать лет, когда на низенькую крышу бедняцкой избы в деревне Студенки, пленив его на всю жизнь, обрушился гул мотора. Трудолюбивый отец готовился отвести сыну клочок земли, заложить ему избу и подыскать невесту из хозяйственной семьи. Но случилось так, что в самый день смотрин в ближайший город Липецк прилетела эскадрилья самолетов.
В тот же вечер Миша убежал в город, оставив невесту в обиде и недоумении. Аэропланы принадлежали воздушному дивизиону «Илья Муромец». Миша попросился в добровольцы. Красноармейцы потрепали по плечу ошеломленного деревенского парня и с готовностью поставили его уборщиком крыльев. Так пришел Миша к самолету. Он чистил крылья до солнечного блеска, сразу позабыв о деревне, о собственной хате и о невесте. Им овладела одна мечта, одно желание, - подружиться с хитроумным мотором, приручить его. Но дружба с мотором скоро оборвалась - в тот день, когда пришлось сменить тряпку на винтовку и уйти в бой с Врангелем.
Из походов гражданской войны Миша вынес боевую закалку и еще более окрепшее влечение постичь мудрую механику летающих птиц. Путь к мотору шел через дряхлый автомобиль. Разобрав по косточкам мотор этой немощной рухляди, Миша поступил к летчику - краснознаменцу Паулю на ремонт авиационных моторов. У него он прошел хорошую школу бортмеханика. В 1928 г. самоучка - бортмеханик Михаил Водопьянов проходит еще гражданскую летную школу и с тех пор становится настоящим, квалифицированным пилотом. Он начинает работать в сельхозавиации: очищает совхозные поля от вредителей, один прогоняет полчища саранчи и весенним утром проливает на поля золотые дожди пшеницы.
Перейдя на пассажирский самолет, пилот первые свои рейсы прокладывает над малоизведанным краем Союза - Дальним Востоком. За немногие зимние месяцы он без единой аварии покрывает десятки тысяч километров, летает по специальному заданию, над туманным Охотским морем, производит разведки морского зверя, выручает экспедицию НКПС, ежечасно рискуя жизнью. Но риск этот - не проявление любви к «сильным ощущениям» или воздушному «ухарству». Риск для пилота - наилучшая практическая школа техники.
На одномоторном самолете «Юнкерс - В - 33» Водопьянов совершает перелет из Москвы в Хабаровск в рекордный срок - в 41 летный час. В том же году нилот совершает блестящий перелет из Хабаровска на остров Сахалин.
Обитатели Сахалина и по сей день вспоминают о редкой отваге летчика, впервые перелетевшего к ним с далекого материка на удивительной серебряной птице.
День, когда Водопьянов прилетел на Сахалин, открыл первую воздушную дорогу на этот остров. В своем письме Водопьянов как всегда скупо сообщил, что ему «посчастливилось» проложить линию из Хабаровска на Сахалин. Но это счастье принес ему не случай, а длительная тренировка в слепых полетах, опыт, воля и знание техники. Тяжелым трудом пилота он завоевал эту удачу. Однажды из Охи - нефтеносного района Сахалина - молнируют в Хабаровск о вспыхнувшем пожаре. Водопьянов вызывается лететь на разведку огня. Не зная маршрута, без оборудованных посадочных площадок, в неблагоприятную для полетов погоду он покрывает расстояние от Хабаровска до Николаевска на Амуре в рекордный срок - в 3 часа 47 минут, а оттуда продолжает свой полет в сплошном тумане. Видавшие виды, старые николаевские лесники, находившиеся на борту самолета Водопьянова, были поражены исключительным подвигом летчика. Три раза он пытался добраться до Охи - и все три раза ветер относил его самолет в сторону. В четвертый раз он буквально прорвался сквозь толщу сырых облаков.
Разведка пилота помогла в короткий срок прекратить пожар.
С Дальнего Востока пошла слава об отваге Водопьянова. Он привык к заслуженной славе - она его не волновала. Покрывать рекордные скорости стало для него обычным явлением. В одни сутки он летит из Хабаровска на Сахалин и обратно, пройдя 2 тыс. километров в 8 летных часов.
В 1931 г., в разгар зимы, пилот получает задание - нагнать самолет «Ф - 13», вылетевший из Новосибирска в Хабаровск. Водопьянов прини - мает это задание. В 52 - градусный мороз он летит по руслу Ангары, между высокими скалистыми берегами. Но встречная пурга у Байкала преграждает езду путь. Он пробует вернуться, но высокие берега не дают ему повернуть самолет. Скалы стремительно несутся ему навстречу. Ветер рвет его машину, толкает на скалу. Но пилот вовремя выводит самолет из бурана и ведет его вслепую по руслу реки.
На хабаровском аэродроме не ждали прилета в такую погоду и не приготовили знаков для посадки. В ожидании этих знаков пилот в суровый мороз долго кружился над аэродромом.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.