«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле .
И. И. Левитан
Кому не знакома с детства картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – простая, скромная, но незабываемая на всю жизнь! Этот небольшой пейзаж рассказывает о первых весенних днях, когда природа вновь пленяет нас сладкими запахами клейких веток и почек, оттаявшей землей, нежными подснежниками, забытыми за зиму шорохами и звуками.
Стояла долгая суровая русская зима с беспощадными морозами и обильными снегами. Замерзли реки, притихли птицы – словно бы вся жизнь оледенела. Но вот в одно мартовское утро повеяло теплом, и вместе с весенним ветром примчались на родину с далекого юга первые вестники весны – грачи. И ожил задворок. Гомон грачей нарушил тишину, наполнил природу оживленным движением и шумом. Весна словно прилетела на крыльях птиц, как бы вспыхнула с прилетом грачей, и белоснежная даль на наших глазах темнеет, и голубеет небо, манит к себе пленительной новизной перемен. Сквозь ажурные ветки берез (справа прекрасных и стройных, слева – изуродованных зимними буранами и вьюгами) на фоне клубящихся облаков вырисовывается шатровая колокольня рядом с пятиглавой церковкой. От пейзажа веет безыскусственной правдивостью и высокой поэзией пробуждающегося к весенней жизни дня. В рассеянном свете, струящемся сквозь бледно-голубые просветы облаков, медленно отступают и исчезают снега, и в душе зрителя появляется радость.
Картина Саврасова «Грачи прилетели» появилась на первой передвижной художественной выставке в 1871 году, привлекла всеобщее внимание и вызвала бурный восторг. Она волновала сокровенные чувства души, воспитывала любовь к людям, к широкому русскому приволью. Это произведение свидетельствовало о том, что русская пейзажная живопись поднялась до выражения подлинно поэтического осмысления, осознания природы. Картина «Грачи прилетели» как бы знаменовала собой весну всего русского искусства и явилась одной из тех жемчужин отечественной живописи, которые составляют «золотой фонд» шедевров реалистической школы.
Алексей Кондратьевич Саврасов написал множество замечательных произведений, которые чаруют силою вдохновения и неповторимой поэзией своих образов. Он воспел красавицу Волгу, проселочные дороги после пролившихся осенних дождей, тихие уголки палисадников около провинциальных домиков, задумчивые вечера и закаты, прохладные бодрящие ночи и радостное пробуждение дня.
Саврасов родился в Москве 12 (24) мая 1830 года в купеческой семье.
Детство проходило в постоянном конфликте между стремлением отца воспитать в нем торговца и желанием сына посвятить свою жизнь искусству. Когда подростку исполнилось 13 лет, отец холодной осенью переселил его за страсть к живописи на чердак. Только благодаря вмешательству преподавателя Московского училища живописи и ваяния Карла Ивановича Рабуса юный Саврасов из отцовской квартиры переехал в дом художника А. М. Зыкова и начал посещать художественные классы.
Но вскоре будущий художник примирился с отцом и вернулся в семью. В свою очередь, отец примирился с мыслью, что сын никогда не станет купцом, и больше не чинил препятствий к получению Алексеем художественного образования. Однако в документах Училища живописи и ваяния имя Саврасова с 1844 по 1848 год не упоминается. Только недавно выясненные подробности семейной хроники Саврасовых объясняют. почему юный художник прервал обучение в Училище. В 1846 году его мать скончалась от чахотки, оставив пятерых детей, через год отец женился вторично. В эти годы юный Саврасов вместе со своим старшим братом Михаилом вынужден был помогать отцу и потому не имел возможности совместить занятость в лавке с посещением классов. Но, поступив, наконец, в 184В году в Училище живописи и ваяния, он через два года получает звание неклассного художника и обгоняет всех своих товарищей. Такие феноменальные успехи при отсутствии серьезной подготовки в области живописи и рисунка нельзя объяснить одной талантливостью. Остается предположить, что все эти четыре года Алексей Саврасов, помогая отцу в торговых делах, в свободное время занимался в домашней школе у Рабуса, который безвозмездно покровительствовал юным талантам. В первый же год обучения в Училище Саврасов был упомянут среди учеников, представивших лучшие эскизы.
Рабус оказался не только учителем, но и воспитателем Саврасова. Не ограничиваясь общением с учениками во время классных занятий, Рабус широко открыл им двери своего дома, а наиболее талантливые из них были его постоянными гостями. Дом этого высокообразованного художника-педагога славился как один из культурных центров Москвы 1840 – 1850 годов. Близкими друзьями Рабуса были проживающие в Москве опальные декабристы Михаил Орлов, Вадим Пассек и Федор Глинка. Рабус был коротко знаком с А. И. Герценом и В. Г. Белинским. В его доме на Садовой, около Сухаревой башни, по четвергам собирались поэты и писатели: А. В. Кольцов, Ф. Б. Миллер, братья Н. А. и К. А. Полевые, воспитатель М. Ю. Лермонтова С. Е. Раич, живописец-портретист К. А, Горбунов, скульптор и художественный критик Н. А. Ра-мазанов. знаменитый артист Пров Садовский. Это окружение Рабуса одновременно было и окружением его учеников. И юный Саврасов сразу же попадает из нездоровой, отравленной мещанскими интересами атмосферы купечества и торгашества в мир высокого искусства, поэзии – в мир передовой русской культуры. Глубоко восприимчивый и впечатлительный, Саврасов с юности усвоил пламенные идеи русских просветителей 1840 – 1850 годов.
Рабус на страницах журнала «Москвитянин» писал о Москве как о городе национально-русской славы, который должен вдохновить художников любить родину и природу своей страны: «А неужели покрытый историческою славою древности великолепный фантастический Кремль наш не пробудит в душе, оживленной любовью к родине, желания иметь свою историю в картинах?..»
И как бы откликаясь на призыв учителя, юный Саврасов в том же году пишет картину «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Художник изобразил момент просветления погоды после грозы, когда рядом с лиловой тучей легкие расходящиеся облака вдруг расступились и Кремль озарился солнечными лучами. Бело-розовые облака и синие тучи придают соборам и зданиям Кремля нежные розоватые и синеватые оттенки.
Критика того времени обратила внимание на правдивость передаваемого в этой картине изменчивого состояния погоды. Рамазанов писал в «Москвитянине»: «В картине солнышко пробилось сквозь тучи и бросило лучи на Кремль, как бы не желая с ним расстаться, как нам, признаюсь, не хотелось бы расстаться с самой картиной. Нынешним летом ... несколько раз грозовые тучи виснули над Москвой, и надо отдать справедливость Саврасову, что он пере-
дал этот момент чрезвычайно верно и жизненно. Очень приятно, что в такое короткое время существования .Училища появляются такие замечательные таланты».
Получив звание неклассного художника в 1850 году, Саврасов продолжал совершенствовать свое искусство и участвовать на выставках Училища живописи и ваяния. Летом 1854 года он получил командировку в Петербург, где все лето делал множество зарисовок побережья Финского залива, на основе которых создал две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».
На картине «Вид в окрестностях Ораниенбаума» – уголок южного побережья Финского залива. Огромные валуны – немые свидетели многих тысячелетий, столетние дубы, под сенью которых растут молодые ели; на открытом участке неба клубятся бесконечные облака, и оно то хмурится, то проясняется; белый и розовый парусники мелькают в заливе подобно вечно движущимся облакам... Вечное и изменчивое – эти черты особенно ярко проступают на портрете Природы кисти Саврасова.
За эти картины императорская Академия художеств тогда же, в 1854 году, присудила Саврасову звание академика. Он первым из всех учеников Рабуса получил это звание и по возвращении в Москву становится его помощником в пейзажном классе. Вскоре картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрел П. М. Третьяков для своей галереи.
Училище живописи и ваяния в 1850-е годы было единственным учреждением в Москве, в котором устраивались выставки, свободно посещавшиеся любителями искусства. Среди товарищей Саврасова были талантливые молодые художники-пейзажисты Константин
Герц и Михаил Бочаров. Однажды Герц пришел на выставку ученических работ со своими двумя сестрами – Софьей и Адель. После осмотра выставки брат познакомил их с авторами понравившихся им картин – Саврасовым и Бочаровым. Завязавшиеся знакомства через несколько лет закончились свадьбами. Саврасов женился на Софье, Бочаров – на Адели. Три друга породнились между собой. Семья Герц жила в собственном доме около Меньшиковой башни. Брат Константина Карл Карлович был преподавателем истории искусств в Московском университете. Софья и Адель в совершенстве знали немецкий, французский и английский языки. Так что в семейном кругу Саврасов находил не только родственное тепло и уют, но и прекрасную возможность интеллектуального общения.
Жил Саврасов в основном в Москве – истинном сердце России. Еще юношей художник рисовал виды Москвы и уголки пригорода. Теперь же он обращает главное внимание на образы русской природы, русского крестьянина. Этот крестьянин оказывается то пастушком в картинах «Сельский вид в окрестностях Москвы на закате солнца» и «Пейзаж с дубами», то рыболовом, тянущим сети, в картине «Пейзаж с рекой и рыбаком». В работах Саврасова ощущается скрытая жизнь природы: словно слышится шелест трав, шепот листьев, угадывается движение облаков. Современники видели в его полотнах новое, реалистическое содержание, которое вносил молодой Саврасов в русскую пейзажную живопись. После смерти Рабуса в 1857 году Саврасов на протяжении 25 лет вел ландшафтный класс в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Рабус первый обратил внимание на его талант наставника и воспитателя и незадолго до кончины сделал своим преемником. И не ошибся. Саврасов оказался педагогом-новатором: учебный процесс стремился объединить с творчеством. Он добился открытия учебной мастерской для своего пейзажного класса и сам стал рисовать при учениках. Наблюдая за тем, как работает учитель, они постигали его творческий метод. Это означало, что Саврасов готовил не только художников, но и педагогов. Такой метод стирал прежнюю обязательную дистанцию между педагогом и учеником, сближал их между собой и устанавливал взаимопонимание. Учитель словно сошел с пьедестала, стал другом и старшим товарищем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.