После открытия мастерской – одновременно учебной и творческой – ничего не осталось от скучной учебы. Слова мастера словно подтверждала его виртуозная кисть, вызывая не подражание, а прилив творческих сил и стремление найти свое оригинальное решение, свое творческое «я».
Саврасов считал, что вводимое в Московское училище общее образование не только расширит кругозор учащихся, но и окажет влияние на более углубленное освоение специальности. Художник не должен быть узким ремесленником, лишь ловко владеющим кистью. Он обязан стать развитой личностью, постоянно и истово впитывая в себя знания. По убеждению Саврасова, искусства и науки должны «идти в художнике рука об руку». Учебный процесс должен быть глубоко осмыслен как педагогом, так и учащимися и помогать вырабатывать собственные убеждения, развивать в них способность мыслить. Только благодаря сознательному обучению будущий художник сумеет по-настоящему «прилагать познания практически в живописи».
Эти мысли Саврасова характеризуют его как крупного художника-педагога. Они были высказаны им в условиях еще крепостной России, но за этот более чем столетний период не потеряли своего значения и являются ценнейшей традицией в деле воспитания поколений советских художников.
Высказывания Саврасова отражали взгляды передовых педагогов того времени и прежде всего педагогические идеи великих революционеров-демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, призывавших воспитывать специалистов, как сознательных граждан и подлинных патриотов родины. Преподаватели и воспитанники Московского училища буквально дышали этими идеями. Демократически настроенный художник М. С. Башилов в 1860-х годах, исполняя должность инспектора училища, заботился о поступлении в его библиотеку самой передовой просветительской литературы, в частности журнала «Современник» – органа революционной демократии. Он поддерживал Саврасова во всех его начинаниях, заботился и об условиях жизни художника – это он выхлопотал Саврасовым казенную квартиру при Училище, когда проблема жилья стала для семьи особо острой.
Саврасовы переезжают во флигель, расположенный во дворе Училища. Само же Училище помещалось в особняке с колоннами по Мясницкой улице напротив Почтамта. Скромно обставленная квартира была сплошь украшена комнатными цветами. По вечерам Саврасов обычно рисовал, жена читала вслух. После классных занятий заходили коллеги-преподаватели, обсуждали итоги прошедшего учебного дня, делились соображениями, как улучшить обучение и методы преподавания. В другие дни среди собравшейся здесь молодежи разгорались страстные споры о будущей судьбе русского искусства. С большой теплотой вспоминала об этих вечерах дочь Саврасова Вера Алексеевна, которая в те годы была еще маленькой девочкой: «Старшие ученики, будущие славные имена, принимали участие в этих горячих дебатах. С домашним бытом переплетались вопросы искусства и высшего порядка. Здесь родилась и осуществилась идея передвижных выставок». Вся атмосфера этих разнообразных вечеров была наполнена подлинным творчеством.
Педагогическая деятельность Саврасова была неотделима от творчества. Одним из любимых мест занятий с учениками на природе был Лосиный остров в Сокольниках. Здесь во время летней практики и была задумана картина с тем же названием. На ней изображен участок цветущего луга с мирно пасущимся на опушке сосновой рощи стадом. Стройные стволы сосен озарены солнцем и вносят в пейзаж ощущение гармонической стройности. И природа, вызывая целый мир переживаний, невольно заставляет осмотреться вокруг и ощутить радость земного бытия. Настроение произведений Саврасова не поэзия усыпления и забвения, а поэзия пробуждения, поэзия жизни. Не идиллия, обращенная в мир грез, а глубокое оптимистическое чувство, навеянное образом реальной природы. В то же время в этом простом мотиве живет какое-то внутреннее преображение, выражена мечта о гармонии правды и красоты, и словно слышатся слова Саврасова: «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна».
В 1870 году в Училище появился новый инспектор К. А. Трутовский, который, к огорчению пейзажистов, недооценивал значение ландшафтного класса. Саврасова лишают казенной квартиры. И он на полгода уезжает с семьей в Ярославль. В этом городе он проживал в доме Петровой по Дворянской улице (ныне проспект Октября, д.35). В ту пору Саврасов писал П. М. Третьякову: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством». В уютной небольшой квартире из двух комнат на втором этаже Саврасовым была написана картина «Волга над Юрьевцем», начаты «Разлив Волги под Ярославлем» и «Могила на Волге». Отсюда художник уехал на север Костромской губернии, где написал эскизы к картине «Грачи прилетели».
Расцвет творчества Саврасова, начавшийся этой знаменитой картиной, падает на 1870-е годы. В это десятилетие он становится наряду с Ф. А. Васильевым зачинателем лирического пейзажа. Этому способствовало еще и то, что он был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников, одним из его вдохновителей и организаторов.
Каждой весной Саврасов переносил свои занятия на природу. И не случайно, что его лучшие ученики Л. Л. Каменев, С. Н. Аммосов, братья С. А. и К. А. Коровины, С. И. Светославский и И. И. Левитан до конца своих дней находили в природе Московской губернии источник подлинного вдохновения. Здесь они впервые открывали для себя неприметные с виду, но полные неиссякаемого разнообразия и внутренней красоты уголки природы, постигали лиризм и поэзию тихих затонов, перелесков и березовых рощ. Ученики Саврасова вспоминали о днях общения с ним, этим бесконечно дорогим для них человеком, как о самом счастливом времени молодости. Ученик Саврасова Константин Коровин писал: «В мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова – одно из дивных воспоминаний моего детства. Мне было всего пятнадцать лет. Мы все, его ученики, – Левитан, я, Светославский. мой брат С. Коровин, Несслер, Ордынский, – мы все так его любили. Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами, – он был похож на какого-то доброго доктора: такие бывают в провинции. Говорил он, когда смотрел на вашу работу, не сразу. сначала как оы конфузился, чамкал: «Это, это не совсем то. Как вам сказать? Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марьиной роще. Дубы – кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо чувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна».
Конечно, творчество Саврасова чуждо какой-либо территориальной замкнутости. Его нельзя назвать художником одного Подмосковья. Он пейзажист широкого национального плана. Большинство картин, в особенности таких, как «Проселок», «Вечер. Перелет птиц», «Грачи прилетели», – это типичный облик русской равнины. Наряду с лучшими пейзажистами-реалистами И. И. Шишкиным, Ф. А. Васильевым и своим любимым учеником И. И. Левитаном Саврасов вошел в историю русского искусства как подлинно народный и национально-русский художник.
Саврасов активно участвует в деятельности Московского общества любителей художеств. Общество поручило ему перевезти из Петербурга в Москву знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу» (с многочисленными этюдами и эскизами) и установить ее для обозрения в Румянцевском музее (ныне в этом здании размещена библиотека имени В. И. Ленина). Это ответственное поручение было исполнено Саврасовым с большими предосторожностями, обеспечившими сохранность огромного по размерам произведения.
В 1870-е годы Саврасов встречается с В. Г. Перовым, который становится ведущим преподавателем в Московском училище. Оба художника были не только активными передвижниками, идейными соратниками на ниве искусства, просвещения и художественного образования, но и близкими друзьями. Они стремились к прогрессу, к глубокому осмыслению природы и жизни, мечтали о непреходящей славе русского искусства, готовили себе достойную смену. Но чем больше росла слава Саврасова, тем чаще он встречал скрытое недружелюбие. зависть и непонимание со стороны руководства Училища. Это, в частности, проявилось в том, что даже в период наиболее широкой известности Саврасова ему так и не была предоставлена казенная квартира и он должен был переезжать весной на дачу со всеми вещами, а осенью каждый год искать и снимать новую квартиру в Москве. Постоянные переезды предельно осложняли и отягощали жизнь семьи, тормозили работу художника.
Поэзия произведений Саврасова была наполнена предчувствием скорого обновления общественной жизни. Подлинная красота представлялась ему в слиянии правды и счастья. И вдруг... светлый мир его души нарушил мрачный 1881 год. Казнь героев «Народной воли», воцарение нового монарха Александра Ш, реакционера и палача, наводнившего тюрьмы и казематы лучшими, передовыми, свободомыслящими людьми. По выражению И. Е. Репина, «какая-то кровавая полоса прошла через этот год».
Саврасов был художником души чуткой, нежной, болезненно-ранимой. Разгром движения народовольцев лишил его надежд на лучшие перемены в общественной жизни, и, подавленный и смятенный, художник-поэт оказался в безвыходном моральном и духовном тупике.
Глубоко разочарованный, с разбитыми надеждами, сломленный духом, Саврасов ищет забвения среди природы. Особенно тяжелым ударом для него стала смерть В. Г. Перова, скончавшегося в 1882 году. В том же году Саврасова увольняют из Училища. Жена с детьми покидает его, и он становится бездомным скитальцем. Тяготы жизни, внутренняя надломленность сказываются на его творчестве: только лишь в отдельных вещах вспыхивает его прежний талант. 26 сентября (8 октября) 1897 года Саврасов умирает в отделении для бедных Второй Градской больницы.
Но трагическая судьба художника не исказила черты его творчества лучшей поры, не изменила обаятельный облик художника-поэта, не повергла его в забвение. Творчество Саврасова, его чарующая, сокровенная поэзия – это торжественная песнь русской природе, русскому народу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
С Виктор Куликовым, первым заместителем министра обороны СССР, Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами государств – участников Варшавского Договора, Маршалом Советского Союза беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков