Израиль рассказал членам комиссии, как к нему пришел некий господин и заказал тиару для подарка на юбилей какому-то ученому-археологу. Тиара перекочевала из отдела древностей в отдел современного искусства. А Шепсель Гохман и его приятели Фогель и Шиманский предпочли отсидеться в тени.
Фирма Гохмана продолжала свое дело, и на ее доходах скандал с тиарой никак не отразился. Как и раньше, Шепсель поставлял товар через подставных лиц (Фогель и Шиманский без работы не сидели). Его клиентами были частные коллекционеры, в основном американцы, а также музеи Европы и Америки.
А Рухомовский стал популярной фигурой. Его другие изделия на античные темы были выставлены в Салоне декоративного искусства и имели огромный успех у публики. Ювелира наградили золотой медалью Салона, он приобрел настоящую славу и множество заказов. В Париже его полюбили за скромность и поразительный талант и просили остаться.
Однако после окончания истории с тиарой Рухомовский вернулся в Одессу.
Дома его встретили шумно – репортеры не отставали ни на минуту, была даже издана книга «Рухомовский и его работы». Но после восстания на броненосце «Потемкин» ювелир окончательно решил уехать из Одессы. В столице Франции ему и его семье жилось неплохо – его работы часто выставлялись, их покупали любители искусства из Женевы и Берлина, о нем писали газеты.
А как-то Рухомовского пригласил к себе барон Ротшильд. Гостя приняли очень тепло, а впоследствии они подружились – богач банкир и одесский ювелир. В лице Ротшильда Рухомовский обрел покровителя и заказчика. Умер Израиль Рахумовский в 1936 году, на 77-м году жизни. Но он продолжает жить в своих работах, украшающих лучшие собрания мира.
Живет и его знаменитая тиара – она хранится в парижском Музее декоративного искусства как образец российского ювелирного искусства ХХ века – и... всегда участвует в выставках знаменитых подделок.
Тиара, весом 486 гр., представляла собой куполообразный шлем-корону из тонкой золотой полосы. Поверхность тиары была разделена орнаментом на три части. Средняя часть, наиболее широкая, была покрыта изображениями сцен из гомеровской «Илиады» и «Одиссеи»: прощания с Ахиллесом, сожжения Ахиллесом трупа Патрокла; Одиссея, уводящего коней. В нижней третьей части тиары находились изображения скифских воинов, царской охоты за фантастическим крылатым зверем, фигур лошадей, быков, овец. Верхняя часть тиары состояла из ажурного чеканного орнамента и заканчивалась чешуйчатой змеей, кольцами увенчавшей верхушку и поднявшей голову. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом, гласившая, что эту тиару преподносят в дар Сайтаферну, царю скифов, благодарные жители Ольвии.
В древности Северное Причерноморье населяли киммерийцы, скифы, меоты и сарматы. В античные времена здесь жили греки и отчасти римляне. Наибольший археологический интерес вызывало раннее искусство скифов (7—5 вв. до н.э.) и искусство греческих городов. Раннее скифское искусство представлено произведениями торевтики (художественная обработка изделий из металла). По большей части – оружия и предметов утвари, на которых в основном изображались дикие звери.
В регионе были обнаружены:
– cосуд из кургана Куль-оба;
– открытая в Чертомлыцком кургане (близ Никополя) в 1862 г. Серебряная амфора;
– золотой гребень из кургана Солоха (близ Никополя);
– олень из станицы Костромской (Краснодарский край), сделанный из массивного золота и служивший украшением щита (хранится в Эрмитаже);
– золотой витой браслет с полуфигурами двух крылатых сфинксов (из кургана Куль-оба).
Сайтоферн – царь скифов, правящий в 3 веке до н.э. Его имя стало известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…» Видимо, этой надписью и воспользовались мошенники, чтобы выдать свою подделку за древнюю реликвию. Никакой тиары у царя, естественно, не было. По крайней мере, историкам о ее существовании неизвестно.
В 1968 г., спустя многие годы после парижского скандала с тиарой, ювелир Уильям Горп повторил «подвиг» Рухомовского. Он сделал точно же такую тиару и продал ее за 300 тыс. долларов миллионеру Артуру Клеру.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На территории бывшего хрустального завода создается творческий кластер
Чудо бельгийского собора Святого Бавона
Рассказ. Перевод с английского Виктора Вебера
В Архангельском прошел Шестой фестиваль «Усадьба. Джаз»