В Архангельском прошел Шестой фестиваль «Усадьба. Джаз»
Погоду нынче стало сложно предсказывать. Особенно в июне. Но до этого года все же были одни выходные, когда в Москве обязательно стояли солнечные деньки. Или, по крайней мере, без дождя – дни, когда в Архангельском проводился фестиваль «Усадьба. Джаз».
В этом году счастья не случилось. 6 июня погода еще была туда-сюда, а вот 7-го совершенно не баловала. Потому, в отсутствие чистого неба, не особенно радовала и непривычно чистая для разгара open-air лужайка. Не так, как обычно, воодушевлял восхитительно, неожиданно чистый и мощный звук. В прошлые годы фестиваль посещали десятки тысяч людей, которые или сидели на травке, или прогуливались по аллеям усадьбы, или танцевали в такт музыке.
На концертах в рамках Шестого фестиваля народу поубавилось, да и вид у собравшихся был настороженный. На небо смотрели чаще, чем на музыкантов – вдруг сейчас ка-ак ливанет. А самой популярной одеждой было накинутое, как пончо, одеяло.
Градус драйва напрямую зависел от условий, в которых находились слушатели. Например, на самой лучшей и удобной вроде бы площадке «Аристократ» большая часть кресел располагалась под открытым небом, танцевать было неудобно, а академический, классический джаз не располагал к бурным согревающим танцам.
«Усадьба. Джаз» давно стал пунктом обязательной светской летней программы. Все начиналось с того, что директор агентства «Арт Мания» Мария Семушкина предложила табачным компаниям вкладывать деньги в искусство. Теперь только самый зажравшийся высокий бренд не стремится поддержать «Усадьбу. Джаз» и билеты в зону «Аристократ» доходят до 25 000 р.
Но побывать на фестивале приятно даже по самому дешевому билету – сочетание изысканной архитектурной стилистики и природного ландшафта, арт-перфомансов, организуемых устроителями фестиваля, и чудесной музыки, всегда завораживает. И, как выяснилось на последнем мероприятии, по более дешевому билету устроиться можно с куда большим комфортом – Юсуповская колоннада напротив сцены «Каприз» стала приютом для пары сотен слушателей. Те, кто остался под дождем, ухитрялись и танцевать, и укрываться от воды под зонтиками – такие зажигательные мелодии играли выступающие здесь музыканты (в основном свинг, рок-н-ролл и буги-вуги).
На площадке «Livejournal session», расположенной внутри парковых дорожек и основательно прикрытой деревьями, играли все, что только можно. Она была изначально заявлена как сцена для мега-jam-session. Мега не мега, а удовольствие получали все собравшиеся, по очереди выступающие то в роли музыкантов, то в роли слушателей. Все, собственно, кроме автора текста, который жаждал послушать московский коллектив «Видели! Знаем», который вышел на сцену ровно через час после заявленного в программе времени и весьма разочаровал качеством игры и вокала.
Часть собравшихся на этой площадке слушали музыку, покачиваясь в больших гамаках и наблюдали, как мимо сцены «Livejournal session» мелкими перебежками двигается картонный автобус. «За рулем» находился веселый бородатый человек, «везущий» с десяток детей. Удачной находкой стал богемный базарчик «Арт-молоток», на котором продавались керамические игрушки и украшения.
А на лужайке среди мраморных статуй XVIII века (в зоне «Партер») парочки влюбленных играли в бадминтон. Усадьба Архангельское, начиная с самых первых лет после постройки, стала центром светских развлечений. Потому даже пивные банки здесь выбрасывают иначе. Дети ведут себя очень тихо. Даже шашлык оказывается вкуснее. Про музыку уже не говорю.
За шесть лет проведения фестиваля в Архангельском выступили почти 200 различных коллективов. Именно здесь открыли для России Boombox и Nino Katamadze. Четыре площадки Шестого фестиваля вместили самых разных исполнителей – от молодых коллективов до матерых, не потерявших силы и мощи зубров.
Nils Landgren и группа Funk Unit, Danilo Rea Trio, Андрей Кондаков и Brazil All Stars, «Аукцыон», Герман Лукьянов и «Каданс Миллениум», серьезный и ответственный скрипач-виртуоз Алексей Айги и ансамбль «4'33», Олег Нестеров и «Капелла берлинских почтальонов», американский вокалист Николас Бирд в сопровождении квартета Олега Киреева, этнофанк-группа Zventa Sventana, ska-фанк-коллектив «Гренки» и другие – всего около 30 участников фестиваля. Вне зависимости от стиля – от свинга до лаунжа, через acid jazz к фанку, переходя на фьюжн и утяжеляясь до джаз-рока – одинаковыми для музыкантов были вдохновение, драйв и свежесть.
Возможно, кризис все же сказался на «Усадьбе. Джаз» – именитых коллективов было меньше, чем обычно. Но душевности мероприятие не потеряло. Заключительным аккордом стало выступление Нино Катамадзе и группы Insight с неожиданно динамичной программой, без обилия грустных и романтичных композиций – даже дождь идти перестал.
Во весь экран
|
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
15 января - 125 лет со дня рождения Осипа Мандельштама
9 апреля в московском клубе «Ikra» состоится презентация нового альбома группы «Вежливый отказ»
В Третьяковке выставили произведения американских художников из России
По дикому бездорожью Камбоджи – на мотоцикле
Эдуард Бояков о дилетантизме и кризисе
Рассказ. Перевод с английского Виктора Вебера